Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 729 Обобщение опыта работы . Тема «Приобщение детей к истории и культуре родного края»

Опубликовано 14.04.2016

МБДОУ ДС «Соловушка»

Обобщение опыта работы . Тема «Приобщение детей   к  истории и культуре родного края»

воспитатель Козачук Н.Н.

 СКАЧАТЬ (с фото)


Методическая  разработка.

Тема . «Приобщение детей   к  истории и культуре родного края»

Я, Козачук Надежда Николаевна, воспитатель  МБДОУ «Соловушка» Усть - донецкого района Ростовской  области, представляю тему «Приобщение детей к истории и культуре родного края». Помимо основных направлений педагогической деятельности,  работаю над воспитанием подрастающего поколения через приобщение его к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.

В настоящее время выражение «гражданин мира» всё больше приобретает актуальное значение: расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории, а также современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания у дошкольников тех качеств, которые помогут им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью, уважающей традиции не только своего народа, но и других. Но, к сожалению, есть и другая сторона этого вопроса: обилие информации, ускоренный ритм жизни, неспособность ориентироваться в жизненных ценностях приводят к негативным проявлениям, особенно у некоторой части молодёжи. А, как известно, каждый человек «родом из детства», поэтому закладывать фундамент гармонично развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни ребёнка.

Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи начинается познание ребёнком жизни, ощущение себя, как значимой единицы. Люди, окружающие его, атмосфера, созданная этими людьми, будят в ребёнке эмоции, чувства, которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наиболее глубокое чувство всех возрастов - это любовь. У ребёнка любовь проявляется к самым близким для него людям - родителям. С возрастом это чувство приобретает осознанность, обрастая всё новыми проявлениями - заботой, пониманием, уважением. Таким образом, ребёнок УЧИТСЯ любить. Поэтому, на данном этапе ведущей становится роль взрослых, в том числе и педагога, задачей которого является научить ребёнка видеть и ценить в близких ему людях то добро, которое они дарят ему.

В своей работе я уделяю большое внимание установлению более тесных связей «ребёнок – родители - детский сад». Совместные работы, мероприятия доставляют детям радость, пробуждают чувство гордости за свою семью, воспитывают уважение к семьям других детей. Стараюсь активно привлекать родителей своих воспитанников в педагогический процесс - провожу беседы с родителями на различные темы, мамы и папы участвуют в организации и проведении праздников, досугов, в группе. Всё это создаёт психологический комфорт для дошкольника, возможность чувствовать себя значимым в мире сверстников и взрослых, а значит, происходит начало личностного и гражданского становления ребёнка. Таким образом, реализую первую ступень работы по патриотическому воспитанию - «воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому».

Второй ступенью обозначила - «Моя страна - Россия», включает в себя расширение элементарных представлений о своей России., приобщение  к истокам  русской народной культуре, традициями и обычаями. .Вместе мы с детьми  рассматривали альбомы «Символы России», «Армия России», «ВОВ», «Природа России», карту России. Проводила выставки детских работ на темы «Природа в лесу», «Что нам осень подарила», «Кто живет лесу», аппликации  «Флаг России», «Наша армия сильна» и др.  Дети учились выражать свою гражданскую позицию, активно высказывая своё мнение, споря, доказывая свою точку зрения. Знакомства с родной  страной , Очень важным моментом в работе является необходимость подвести детей к пониманию, что повсюду трудятся люди на благо других людей; везде соблюдаются традиции, обычаи; любая страна, город помнит и чтит своих героев ; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут природу и т. д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Третью  ступенью обозначила – «Люби и знай, родной свой край »  включает в себя : формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края, расширение знаний о богатствах и достоянии, формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.

Четвертую ступень обозначила «Наши праздники и традиции» включает в себя расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного села, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны. Традиции семей, детского сада, села , страны входят в жизнь ребёнка, приобщая его к большой многогранной культуре родного края. Иллюстрации «Моя малая Родина», участие в жизни детского сада , группы - вот источники воспитания и развития в дошкольниках тех корней, которые в дальнейшем будут питать нравственность подрастающего поколения, связь поколений, уважение к истории и современности, без чего невозможно будущее. Дети с большим удовольствием принимают участие в тематических праздниках и досугах, посещают музей «Казачества», созданный руками  педагогов на базе детского сада, принимают участие в музыкальных праздниках и конкурсах рисунков. Активное участие в сохранении традиций родного края принимают родители детей. Они изготавливают костюмы, выступают на праздниках, помогают в художественном оформлении мероприятий, территории доу оказывают информационную помощь.

Таким образом, патриотическое воспитание, подготовка ребёнка к жизни в огромном мире - есть главная задача, решаемая обществом и семьёй. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.

Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает, какие проявления взрослых он наблюдает. Всё это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности. Мои разработки по данной теме выступают той средой, которая через многообразие форм и методов работы создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитание основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Ведь сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества.