Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 761 Конспект НОД "Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте группы обще развивающей направленности седьмого года жизни"

Опубликовано 21.04.2016

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №44 «Золотой ключик»

 

Конспект открытого занятия

по подготовке детей к обучению грамоте
детей группы общеразвивающей направленности

 7-го года жизни  №14 «Радуга»

Тема «Итоговое занятие» 

 

Подготовила воспитатель:    Р.Р.Меленик

г.Нижневартовск  2016

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные ранее.

Задачи: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождения места звуков в слове. Развивать мышление и речь детей.

Образовательные:  Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.

Развивающие: Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

Предварительная работа: занятия по  подготовке детей к обучению грамоте,  подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук»,  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»,  «Нужные знаки»,  «Закончи слово».

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН. Картинка с изображением гуся.

Раздаточный материал: Карточки  зеленые, красные, синие для обозначения звуков,   цветные карандаши, ручки,  чистые листы в клетку, конверты с  карточками – заданиями для индивидуальной работы,  ребусы.

Оборудование: напечатанные слова, схемы к предложению,  ребусы, карточки с заданиями для индивидуальной работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

 Здравствуйте ребята.

 Какое у вас сегодня настроение?

 Хорошее, радостное, веселое.

Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся  им, пожелаем им хорошего дня.

А теперь присаживайтесь на ковер. Начнем наше занятие.

Беседа о времени года.
 Какое сейчас время года? (Весна). 
А кто назовет признаки весны?

Я тоже хочу назвать признаки весны, вернее спеть, а вы со мной?

Припев из песни С. Никитина «Весна»

Какие пословицы о весне вы знаете?

 -много воды – много травы

-зима весну пугает, да сама тает;

- сегодня не тает, а завтра кто знает;

-весной сверху печет, а снизу морозит;

-март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.

Заносят конверт.

В: Интересно, для кого это письмо?

Читаю: для детей  группы №14.  Скорее откроем его!

В конверте письмо от Звуков и Букв.

 

Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте желтый портфель. В нем  конверты  с заданиями. Выполнив  их правильно,  вы сможете собрать слово, обозначающее предмет -  сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи! Даём подсказку: Портфель лежит там, где у вас хранятся шумящие, гремящие, свистящие инструменты. Вы любите на них играть».

 

Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск  чемоданчика.

Какие вы молодцы! А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. В качестве пропуска задание  –  нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

 

Задание №1  «Составить звуковые схемы слов».

Давайте вспомним,  чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).

-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).

- Гласные звуки это, какие? (Поются)

- А согласные? (произносятся с преградой)

Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.

Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?

Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные – в синих. Твердые согласные – в зеленых! Посмотрим, все ли это знают.

Достаньте из конверта карточки трех цветов.

В.: Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук  обозначить.

К. С, О, Р, А…

Молодцы! Достаньте из конверта карточки с картинками. В них нужно будет вписать буквы и звуки. – сделать буквенную, звуковую схему слов.

 

Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем:  расстояние между столом и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечо. И так приступим:выполнение детьми задания.

 

Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, – нарисуйте тучку. (Самооценка)

 

Один-два ребенка демонстрируют свои задания у доски.

Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова  гусь.

- Назовите все гласные звуки в этом слове.

- Теперь назовите  согласные.

- Назовите первый звук.

- Какой это звук?

- Каким цветом мы его обозначим?

- Какой второй звук в слове?

- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим?

- Какой третий звук в слове ? Какого цвета его домик?

- Какой это звук?

- Какой следующий звук?

- Какой это звук?

Ь – это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы го не обозначаем.

-Какой последний звук в слове?

- Какой это звук?

- Сколько всего букв в этом слове?

- Сколько всего звуков в этом слове?

 

Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! БУКВА  Р.

 

Кинезиологическая физминутка:

Упражнение «Часики»

Упражнение на расширение бокового зрения.

 

 

Задание №2 «Собери буквы»

- Вам даны  элементы разных букв. Достройте их у себя в листочках. Вы конструкторы букв.

-На втором листе задания буквы рассыпались.  Напиши в клеточках названия этих картинок.

Кто уже выполнил задание – поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга. Если все верно – нарисуйте солнышко. .Если есть ошибки – нарисуйте тучку.

 

Вы  получаете вторую букву названия предмета - сюрприза!

БУКВУ У помещаем на доске.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.

Игра: «"Поймай звук" 

Проходите на свои места.

 Задание №3 « Подели слова  на слоги»

 А можно ли слово поделить? Как можно поделить слово на части,-слоги?

Достаньте из конвертов карточки с заданием. А для примера давайте разделим слово рыба.

Индивидуальная работа детей.  Взаимопроверка.

Хорошо потрудились. Давайте отдохнем.

Выходите ко мне.

Физминутка: Земля – вода – небо – огонь.

 Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие  неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! Получите третью букву: Ч

 

Присаживайтесь на свои места.

Задание №4   «Составить схему предложения».

Первая часть задания: в карточке соединить нужную схему предложения с портретом автора письма.

Молодцы, справились! Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга работы. Солнышко или тучка покажут результат.

А теперь вторую часть задания надо выполнить.

Я буду читать  вам предложения, а вы на листочках делаете  его схему. Ребенок у доски. Все проверяют.

Наступила весна.

 Саша рисует красивый цветок.

Посадил дед репку.

Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?

 А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. _______ _____  ______ ________.

Как пишется первое слово в предложении? ( Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)      

Лера, какое предложение придумала ты?

В.  Молодцы! Выходите ко мне.  (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно) произнесите это предложение.. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

 

Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.

  (Антонимы)

Веселый – грустный,

Много – мало,

Холодно-жарко,

Снизу - сверху

Старый-молодой, медленно – быстро, широкий – узкий, далекий –близкий.

Слабый мороз – сильная жара;

Взять много – отдать мало; Веселый дедушка – грустная бабушка.

-Молодцы, вы справились с этим заданием.

Кинезиологическая разминка. «Ленивые восьмёрки» Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, … 
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.

Присаживайтесь на свои места

 Вы так хорошо потрудились.! Молодцы! Четвертая буква: К ваша!

Задание №5 « Разгадать ребусы».

Давайте подготовимся, сделаем упражнения, которые  улучшат наше внимание, способность ясно мыслить.

 А теперь разгадываем ребусы. Прочитайте слово, составленное из первых звуков картинок.

Дорогие умники и умницы! Прикрепите последнюю букву слова, которое скажет нам  - где сюрприз, приготовленный звуками и буквами для вас. Буква А. Что вам приготовили Звуки и  Буквы? РУЧКИ !

Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в портфель. Да вот же они!!!

 Ребята! Понравилось вам занятие?

Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?

Какие задания показались вам интересными?

Я благодарю вас.