Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Золотой ключик»
Конспект открытого занятия
по подготовке детей к обучению грамоте
детей группы общеразвивающей направленности
7-го года жизни №14 «Радуга»
Тема «Итоговое занятие»
Подготовила воспитатель: Р.Р.Меленик
г.Нижневартовск 2016
Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Задачи: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождения места звуков в слове. Развивать мышление и речь детей.
Образовательные: Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.
Развивающие: Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.
Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово».
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.
Демонстрационный материал: карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН. Картинка с изображением гуся.
Раздаточный материал: Карточки зеленые, красные, синие для обозначения звуков, цветные карандаши, ручки, чистые листы в клетку, конверты с карточками – заданиями для индивидуальной работы, ребусы.
Оборудование: напечатанные слова, схемы к предложению, ребусы, карточки с заданиями для индивидуальной работы детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Здравствуйте ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Хорошее, радостное, веселое.
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся им, пожелаем им хорошего дня.
А теперь присаживайтесь на ковер. Начнем наше занятие.
Беседа о времени года.
Какое сейчас время года? (Весна).
А кто назовет признаки весны?
Я тоже хочу назвать признаки весны, вернее спеть, а вы со мной?
Припев из песни С. Никитина «Весна»
Какие пословицы о весне вы знаете?
-много воды – много травы
-зима весну пугает, да сама тает;
- сегодня не тает, а завтра кто знает;
-весной сверху печет, а снизу морозит;
-март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.
Заносят конверт.
В: Интересно, для кого это письмо?
Читаю: для детей группы №14. Скорее откроем его!
В конверте письмо от Звуков и Букв.
Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте желтый портфель. В нем конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы сможете собрать слово, обозначающее предмет - сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи! Даём подсказку: Портфель лежит там, где у вас хранятся шумящие, гремящие, свистящие инструменты. Вы любите на них играть».
Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск чемоданчика.
Какие вы молодцы! А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. В качестве пропуска задание – нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
Задание №1 «Составить звуковые схемы слов».
Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
- Гласные звуки это, какие? (Поются)
- А согласные? (произносятся с преградой)
Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.
Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?
Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные – в синих. Твердые согласные – в зеленых! Посмотрим, все ли это знают.
Достаньте из конверта карточки трех цветов.
В.: Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук обозначить.
К. С, О, Р, А…
Молодцы! Достаньте из конверта карточки с картинками. В них нужно будет вписать буквы и звуки. – сделать буквенную, звуковую схему слов.
Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем: расстояние между столом и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечо. И так приступим:выполнение детьми задания.
Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, – нарисуйте тучку. (Самооценка)
Один-два ребенка демонстрируют свои задания у доски.
Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова гусь.
- Назовите все гласные звуки в этом слове.
- Теперь назовите согласные.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим?
- Какой третий звук в слове ? Какого цвета его домик?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук?
- Какой это звук?
Ь – это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы го не обозначаем.
-Какой последний звук в слове?
- Какой это звук?
- Сколько всего букв в этом слове?
- Сколько всего звуков в этом слове?
Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! БУКВА Р.
Кинезиологическая физминутка:
Упражнение «Часики»
Упражнение на расширение бокового зрения.
Задание №2 «Собери буквы»
- Вам даны элементы разных букв. Достройте их у себя в листочках. Вы конструкторы букв.
-На втором листе задания буквы рассыпались. Напиши в клеточках названия этих картинок.
Кто уже выполнил задание – поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга. Если все верно – нарисуйте солнышко. .Если есть ошибки – нарисуйте тучку.
Вы получаете вторую букву названия предмета - сюрприза!
БУКВУ У помещаем на доске.
В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.
Игра: «"Поймай звук"
Проходите на свои места.
Задание №3 « Подели слова на слоги»
А можно ли слово поделить? Как можно поделить слово на части,-слоги?
Достаньте из конвертов карточки с заданием. А для примера давайте разделим слово рыба.
Индивидуальная работа детей. Взаимопроверка.
Хорошо потрудились. Давайте отдохнем.
Выходите ко мне.
Физминутка: Земля – вода – небо – огонь.
Дети присаживаются на ковер.
В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)
Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК
КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)
Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА
КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)
Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ
ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)
Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА
УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)
Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.
В. Молодцы! Получите третью букву: Ч
Присаживайтесь на свои места.
Задание №4 «Составить схему предложения».
Первая часть задания: в карточке соединить нужную схему предложения с портретом автора письма.
Молодцы, справились! Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга работы. Солнышко или тучка покажут результат.
А теперь вторую часть задания надо выполнить.
Я буду читать вам предложения, а вы на листочках делаете его схему. Ребенок у доски. Все проверяют.
Наступила весна.
Саша рисует красивый цветок.
Посадил дед репку.
Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. _______ _____ ______ ________.
Как пишется первое слово в предложении? ( Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)
Лера, какое предложение придумала ты?
В. Молодцы! Выходите ко мне. (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно) произнесите это предложение.. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.
Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
(Антонимы)
Веселый – грустный,
Много – мало,
Холодно-жарко,
Снизу - сверху
Старый-молодой, медленно – быстро, широкий – узкий, далекий –близкий.
Слабый мороз – сильная жара;
Взять много – отдать мало; Веселый дедушка – грустная бабушка.
-Молодцы, вы справились с этим заданием.
Кинезиологическая разминка. «Ленивые восьмёрки» Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.
Присаживайтесь на свои места
Вы так хорошо потрудились.! Молодцы! Четвертая буква: К ваша!
Задание №5 « Разгадать ребусы».
Давайте подготовимся, сделаем упражнения, которые улучшат наше внимание, способность ясно мыслить.
А теперь разгадываем ребусы. Прочитайте слово, составленное из первых звуков картинок.
Дорогие умники и умницы! Прикрепите последнюю букву слова, которое скажет нам - где сюрприз, приготовленный звуками и буквами для вас. Буква А. Что вам приготовили Звуки и Буквы? РУЧКИ !
Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в портфель. Да вот же они!!!
Ребята! Понравилось вам занятие?
Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?
Какие задания показались вам интересными?
Я благодарю вас.