Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 771 Использование новейших технологий в решении педагогических проблем в совместной деятельности учреждения и родителей (проектная технология)

Опубликовано 23.04.2016

Использование новейших технологий в решении педагогических проблем в совместной деятельности учреждения и родителей

 (проектная технология)

 

 Безрученко К.С.

Ст.воспитатель

 ГБДОУ №74

 г.Санкт-Петербург

 

Автор статьи рассмотрел проблемы дошкольного воспитания на современном этапе. Проанализировал способы перехода от традиционного образования к продуктивному. Определенно значение слова «проект». Так же указана актуальность темы, которая заключается в воспитании ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории. Задача современного мира: подготовить ребенка к исследовательской деятельности, обучить его умениям и навыкам исследовательского поиска. Средства развития дошкольников оказывают влияние на личность, в том случае, если ребенок самостоятельно принимает участие в решение поставленных задач. Обозначены противоречия, которые возникают в ходе работы педагогов. Рассмотрен механизм реализации проектной деятельности.предложен предполагаемый результат работы. В данной статье определен механизм оценки и инструментарий, так как многие педагоги сталкиваются с проблемой оценки своей деятельности, деятельности ребенка и родителей. Предложены пути решения проблем.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, педагогическое проектирование, проектная деятельность, исследовательский поиск, методы работы, параметры развития, средства развития, механизм оценки.

 

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В контексте новой личностно-ориентированной парадигме главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.

На этапе становления новых типов дошкольных учреждений, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становиться проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированную деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.

Проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем».

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного мира.

Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признают мышление, творческие способности, личностные качества детей.

Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является личностно значимым, а средства доступны. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном образовании продуктивных и исследовательский методов, к числу которых относиться «метод проектов».

Задачи образования направлены на формирование состоятельности и самостоятельности субъекта учения, культуры, жизни. Образованность рассматривается, как способность решать проблемы различной сложности и значимости. Следовательно, основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечении их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного мира. И одно из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочивания профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающий цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Достоинства методов проектов для образования обсуждалось многими исследователями. В ходе подобных дискуссий определяются следующие позиции.

- Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества, тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

- Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий, как необходимую опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

- В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует перегрузки.

- Метод проектов актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использования различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

- Метод проектов позволяет оптимизировать стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

Основной тезис современного понимания метода проекта заключается в следующем высказывании: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» (Л.А.Каменщикова).

Семья – это первый коллектив ребенка, его естественная среда обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм из проявлений их проявлений – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в дошкольное учреждение. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы не были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи ее традиции культура взаимоотношений становиться почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома бывают не уверенны в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей занятая повседневными житейскими заботами воспринимают дошкольный период, как время не требующее от них особых воспитательных усилий и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение а дома передоверяют ребенка телевизору игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждаю при этом: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

С другой стороны, сами часто сами воспитатели берут на себя все заботы о воспитании детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в непосредственной образовательной деятельности совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Противоречия.

Для работы с родителями разработаны различные формы, которые реализуются в дошкольном учреждении. Проектная деятельность – это одна из эффективных форм работы с родителями педагогического коллектива нашего образовательного учреждения. Перед работой над семейным проектом выявляютсяпротиворечия, которые обуславливают выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентностью у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Из выявленных противоречийвозникает проблема: недостаточное эффективное взаимодействие воспитателя и семьи.

В этом случае целью проектастановится: вовлечение родителей в  создание образовательного проекта.

Задачи для решения данной проблемы:

  • создать условия для формирования общей культуры личности ребенка;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей;
  • привлечь родителей к активному участию к  деятельности образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач можно использовать следующие методы:  наблюдения, анкетирование, беседы индивидуальные и коллективные, посещение на дому, консультации, посещение занятий родителями, коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), составление памяток для родителей, обработка результатов.

Механизм реализации.

Проектный метод предполагает определенную последовательность действий.

В наиболее общем виде при работе над проектом выделяются следующиеэтапы: погружение в проект; планирование работы над проектом; выполнениепроекта; оформление полученных результатов проектирования; презентациярезультатов проекта. На каждом этапе стоят свои задачи, меняется степень участия педагогов дошкольного учреждения, детей и их родителей в выполнении проекта, а также уровень самостоятельности детей.

Исследования показывают, что наибольшая роль детей в педагогическом проектировании должна проявляться на первом и последнем этапах выполнения проекта. От того, как педагог выполнит свою организационнуюфункцию на этапе погружения в проект, зависит результат его выполнения. Напоследнем этапе функция педагога и родителей заключается в помощи детям сделать обобщения полученных результатов, наметить путь к следующей проблеме.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Прогнозируемый результат.

- Активизация мыслительной деятельности.Формирование умений заметить проблему и определить пути ее решения. Выработка критического мышления, навыков работы в команде, умений анализировать свою работу. Развитие у участников проекта таких мыслительных операций, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений, умений генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение, умений принимать интеллектуальные решения

- Повышение мотивации в учении и труде. Высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность в учебной и трудовой деятельности, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров,  самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы.

- Связь обучения с жизнью и практикой. В процессе выполнения проектов участники проекта получают необходимые для жизни и практической деятельности знания в синтезированном виде. Формируется компетенции в разных сферах деятельности: самостоятельной, исследовательской, познавательной,  социально-трудовой, культурно-досуговой и др. Формируется собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром. Развитие умения не только ставить определенные умственной задачи, но и  практическое осуществление

-Формирование навыков творческого саморазвития. Формируется умения самостоятельно принимать различные решения, развивается коммуникативная компетентность, умения решать реальные задачи, сотрудничать, заниматься самообразованием. Способствует формированию критического и творческого мышления обучаемых, умению работать с информацией.

- Формирование толерантности. Проектная деятельность способствует выработке у участников проекта толерантности по отношению к инакомыслию. Методы проектной деятельности базируются на коллективной работе, требующей взаимодействия многих участников, но в тоже время готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию

- Формирование умений добывать информацию и ее практическое применение. Метод проектов призван научить не только какой-либо сумме, но и способам получения информации и их экстраполяции в будущую теоретическую и практическую деятельность, обучает работать как в группе, так и самостоятельно. Формирует способность работать с информационными источниками, умение спланировать деятельность по достижению результата (достичь цели проекта); выполнять программу проекта, представлять результаты своей деятельности.

- Формирование навыков исследовательской работы.  Формируется умение собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения

- Развитие творческих способностей. В процессе творческой работы над проектом все участники проекта получают глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция.

Механизм оценки, инструментарий

Следует отметить необходимость организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность детей поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде баллов. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: «Все правильно. Продолжайте». Или: «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов: педагог или внешние независимые эксперты (это могут быть дети других групп не участвующие в проекте, родители) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво, а в случае необходимости тактично приходят на помощь ребята.

Перспективы решения проблемы.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 

Литература

  1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») (5)
  2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995
  3. Образовательные технологии в вузе : учеб.пособие / коллектив авторов;  сост. и ред. И.В. Руденко. – Тольятти : ТГУ, 2011.