Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1015 Конспект комплексного занятия по развитию математических навыков у детей старшей группы. Тема: «Письмо от Знайки»

Опубликовано 22.08.2016

 

Конспект комплексного занятия по развитию математических навыков у детей старшей группы

Тема: «Письмо от Знайки»

Подготовил и провел:

Воспитатель  Черепанова Я.А

 

1.Программные задачи:

- Совершенствовать порядковый и обратный счет в пределах десяти;

-Учить сравнивать числа в пределах десяти на основе сравнения конкретных множеств;

-Закрепить знание о геометрических фигурах;

-Тренировать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве;

-Развивать: навыки определять на ощупь нужный предмет; общую и мелкую моторику; зрительно-моторную координацию; артикуляционный аппарат; логическое мышление.

2.Предществующая работа:

-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;

-Проведение игр-занятий на тему: «Сложи из палочек и фигурок», «Давай будем сравнивать», Танцующие цифры», «Проверим внимание».

-Чтение художественной литературы: Носова Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; чтение четверостиший про числа и геометрические фигуры.

-Разучивание математических игр: «Сколько», «Монеты», «Форма», «Наоборот», «Головоломка».

3.Материал:

-Раздаточный материал из геометрических фигур и цифр от 1 до 10 на каждого ребенка;

-Карточка с изображением цифр от 1 до 7;

-Темный лист картона, геометрические фишки;

-Конверт с математическими задачками;

-Конверт с загадками про геометрические фигуры;

-Подвижная игра «Рыболов» (2 маски медедя,2 повязки на глаза, 2корзинки, игрушки –рыбки, ракушки.)

-Мяч;

-Музыкальная игра «Говорящий букваренок»

4. Методические приемы:

-Постановка цели;

-Вопросы к детям;

-Игровой прием, объяснение;

-Художественное слово (загадки, стихи, скороговорки);

-Приближение к объекту;

-Поощрение, оценка деятельности.

Ход занятий:

(Деятельность проводиться в заранее подготовленной комнате.)

 

Держа в руке конверт с письмом, обращаюсь к детям.

Ребята!

Сегодня утром к нам приходил почтальон и принес письмо от Знайки.

Знайка пишет, что узнал, какие умные дети ходят в нашу группу. Он собирался приехать к нам со своими друзьями, что бы в играх с Вами, но приехать не смог. Поэтому приглашаем нас к себе в гости, в «Город Знаний».

 Итак! Вы готовы проявить свою смекалку и находчивость?

Тогда в путь!

  • Давайте посчитаем сколько ребят отправляются в дорогу?

Хорошо- 8 ребят!

(Дети заходят в группу, подходят к столу и берут конверт с геометрическими фигурами).

Ребята! Давайте покажем и назовём геометрические фигуры, которые лежат у Вас в конвертах.

Сейчас я прочитаю загадки, а Вы попробуете отгадать и самостоятельно построить нужную геометрическую фигуру из счетных палочек.

                                            Загадки:

 

***

4 прямых угла и 4 стороны,

Но не все одинаковой длины:

2 стороны одинаковой длины –короткие,

А 2 стороны одинаковой длины-длинные

(Прямоугольник)

 

***

Три вершинки, три угла,

Три сторонки, кто же я?

(Треугольник)

 

***

А у этой фигуры, есть 4 стороны одинаковой длины,

Но словно потянули за углы, и вышло-2 угла острых,

А 2 тупых. Ну быстрее не робей, ты построй меня скорей!

(Ромб)

***

Он давно знаком с тобой!

Каждый угол в нем-прямой,

Все 4 стороны, одинаковой длины!

(Квадрат)

                      

Физминутка

(Дети делают круг, берутся за руки, выполняют движения в соответствие со словами)

Мы сейчас пойдём на право,

А потом поедем на лево,

В центре круга соберемся,

И на месте все вернемся.

Мы тихонечко присядем,

И немножко приляжем,

Мы поднимемся тихонько,

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшем наши ноги,

И похлопают в ладони,

Повернемся мы на право,

Не начать ли нам все с начало!

 

2.Следующие задание называется «Найди свою пару в сумме 8»

(Раздаю детям карточки с цифрами от 1 до 7)

У каждого из Вас есть карточка с цифрой, давайте поможем друг другу найти вторую цифру, что бы сумма двух чисел составила число 8.

Материал для счета выбирайте сами.

- Какая цифра у Вовы на карточке?

-Сколько нужно добавить палочек к 4, что бы получилось 8?

Вова докладывает еще 4 палочки и ищет напарницу с цифрой 4.

Все нашли свои пары? Сколько получилось пар?

А теперь немного отдохнем.

 

Пальчиковая гимнастика.

«Пять малышей»

Один малыш качается в саду,

Два малыша купаются в пруду,

Три малыша ползут к дверям в квартире,

А в эту дверь еще стучат четыре.

С пятью другими тоже все в порядке,

Им весело, они играют в прятки,

Где притаились-ясно и ежу,

Но я глаза зажмурил и вожу.

1,2,3,4,5. Ну берегитесь: я иду искать!

3. В этом конверте приготовлены для ребят задачки.

А помогут Вам в решении этих задач, цифры которые лежат у вас на столе и счетные палочки.

Слушайте внимательно и выкладывайте нужное количество палочек, а в конце найдите цифру по количеству палочек.

 

***

На полянке у реки, жили майские жуки,

Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?

(4 жука)

***

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше у сосны

Он нашел еще один.

Ну –ка, кто считать готов?

Сколько крот нашел грибов?

(3 грибка)

***

Раз к Зайченку на обед

Прискакал дружек-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята ловок?

Сколько съедено морковок?

(4 морковки)

***

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат,

Сколько на снегу ребят?

(5ребят)

 

4. А сейчас давайте поиграем в игру «Рыболов».

-Кто из диких животных любит ловить рыбу?

-Что еще находиться в речке?

- Сколько рыбы плавает в речке?

Рыбу в речке ловить будут медвежата на ощупь с завязанными глазами и собирать в свои корзины.

(Дети с помощью считалочки выбирают 2 медвежат, завязывают им глаза и 3 раза поворачивают вокруг себя)

 По команде: Начали! – остальные ребята хором считают от 10 до 1, а медвежата встают на четвереньки и начинают ловить рыбу.

 

Счет окончен, наши рыболовы вместе с остальными ребятами считают у кого, сколько рыбы в корзинках.

- Сколько рыбы наловил этот медвежонок?

-А сколько рыбы наловил другой медвежонок?

-У кого рыбы больше?

-Сколько рыбы осталось в речке?

(Игра проводиться 2-3 раза)

 

5.  Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно знать направление: лево и право.

- Куда нужно сделать поворот, если звучит команда «Направо»?

-А если звучит команда «Налево»?

 

Очень хорошо! Тогда я предлагаю Всем присесть за столы. Будьте внимательны! Игра называется: «Мой космический кораблик».

(Раздаю каждому ребенку темный картона-космос и геометрическую фигуру -кораблик).

 

Дети действуют в соответствии с заданием, которое даёт воспитатель:

-Найдите центр Вашего космоса.

-Как называется ваша станция?

-Наш корабль полетел в правый верхний угол.

-Кого он там встретил?

-Затем в левый нижний угол.

-Куда он попал?

-В левый верхний угол.

-Что он встретил на своём пути?

-У корабля закончилось горючее и он отправился на заправочную станцию-в правый нижний угол.

-Заправился и вернулся на свою станцию-в центр космоса.

-Сейчас полетим прямо вниз.

-Что случилось с кораблём?

-Теперь летим прямо вверх.

-Что он там увидел?

-Вернулся на ремонт в центр.

-Произвёл общий ремонт и отправился прямо на право, а затем прямо на лево.

-Устал наш корабль и вернулся на свою станцию-в центр космоса.

(Дети фантазируют, отвечают на вопросы воспитателя)

Все были очень внимательными и справились с управлением!

 

6. Вот мы и подошли к «Городу Знаний».

Давайте вспомним! Что мы делали по дороге к городу?

Игра с мячом:

Бросаю мяч каждому ребенку и задаю вопрос.

-Какое задание было самым интересным?

-А тебе, что понравилось больше всего?

-Какое задание для тебя было самым трудным?

-А какое задание было самым легким?

-За что ты бы себя похвалил?

-В какую игру ты бы хотел еще поиграть?

-Что ты скажешь Знайке, когда увидишь его?

-А ты хочешь, что-нибудь спросить у Знайки?

 А вот и дверь «Города Знаний». Что бы дверь открылась нам надо правильно произнести скороговорку:

«Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

  Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап».

(Дверь открывается выходит ребенок одетый в костям Знайки с подарками ля ребят, и приглашает Всех в гости).