Конспект комплексного занятия по развитию математических навыков у детей старшей группы
Тема: «Письмо от Знайки»
Подготовил и провел:
Воспитатель Черепанова Я.А
1.Программные задачи:
- Совершенствовать порядковый и обратный счет в пределах десяти;
-Учить сравнивать числа в пределах десяти на основе сравнения конкретных множеств;
-Закрепить знание о геометрических фигурах;
-Тренировать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве;
-Развивать: навыки определять на ощупь нужный предмет; общую и мелкую моторику; зрительно-моторную координацию; артикуляционный аппарат; логическое мышление.
2.Предществующая работа:
-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
-Проведение игр-занятий на тему: «Сложи из палочек и фигурок», «Давай будем сравнивать», Танцующие цифры», «Проверим внимание».
-Чтение художественной литературы: Носова Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; чтение четверостиший про числа и геометрические фигуры.
-Разучивание математических игр: «Сколько», «Монеты», «Форма», «Наоборот», «Головоломка».
3.Материал:
-Раздаточный материал из геометрических фигур и цифр от 1 до 10 на каждого ребенка;
-Карточка с изображением цифр от 1 до 7;
-Темный лист картона, геометрические фишки;
-Конверт с математическими задачками;
-Конверт с загадками про геометрические фигуры;
-Подвижная игра «Рыболов» (2 маски медедя,2 повязки на глаза, 2корзинки, игрушки –рыбки, ракушки.)
-Мяч;
-Музыкальная игра «Говорящий букваренок»
4. Методические приемы:
-Постановка цели;
-Вопросы к детям;
-Игровой прием, объяснение;
-Художественное слово (загадки, стихи, скороговорки);
-Приближение к объекту;
-Поощрение, оценка деятельности.
Ход занятий:
(Деятельность проводиться в заранее подготовленной комнате.)
Держа в руке конверт с письмом, обращаюсь к детям.
Ребята!
Сегодня утром к нам приходил почтальон и принес письмо от Знайки.
Знайка пишет, что узнал, какие умные дети ходят в нашу группу. Он собирался приехать к нам со своими друзьями, что бы в играх с Вами, но приехать не смог. Поэтому приглашаем нас к себе в гости, в «Город Знаний».
Итак! Вы готовы проявить свою смекалку и находчивость?
Тогда в путь!
- Давайте посчитаем сколько ребят отправляются в дорогу?
Хорошо- 8 ребят!
(Дети заходят в группу, подходят к столу и берут конверт с геометрическими фигурами).
Ребята! Давайте покажем и назовём геометрические фигуры, которые лежат у Вас в конвертах.
Сейчас я прочитаю загадки, а Вы попробуете отгадать и самостоятельно построить нужную геометрическую фигуру из счетных палочек.
Загадки:
***
4 прямых угла и 4 стороны,
Но не все одинаковой длины:
2 стороны одинаковой длины –короткие,
А 2 стороны одинаковой длины-длинные
(Прямоугольник)
***
Три вершинки, три угла,
Три сторонки, кто же я?
(Треугольник)
***
А у этой фигуры, есть 4 стороны одинаковой длины,
Но словно потянули за углы, и вышло-2 угла острых,
А 2 тупых. Ну быстрее не робей, ты построй меня скорей!
(Ромб)
***
Он давно знаком с тобой!
Каждый угол в нем-прямой,
Все 4 стороны, одинаковой длины!
(Квадрат)
Физминутка
(Дети делают круг, берутся за руки, выполняют движения в соответствие со словами)
Мы сейчас пойдём на право,
А потом поедем на лево,
В центре круга соберемся,
И на месте все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
И немножко приляжем,
Мы поднимемся тихонько,
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшем наши ноги,
И похлопают в ладони,
Повернемся мы на право,
Не начать ли нам все с начало!
2.Следующие задание называется «Найди свою пару в сумме 8»
(Раздаю детям карточки с цифрами от 1 до 7)
У каждого из Вас есть карточка с цифрой, давайте поможем друг другу найти вторую цифру, что бы сумма двух чисел составила число 8.
Материал для счета выбирайте сами.
- Какая цифра у Вовы на карточке?
-Сколько нужно добавить палочек к 4, что бы получилось 8?
Вова докладывает еще 4 палочки и ищет напарницу с цифрой 4.
Все нашли свои пары? Сколько получилось пар?
А теперь немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика.
«Пять малышей»
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь еще стучат четыре.
С пятью другими тоже все в порядке,
Им весело, они играют в прятки,
Где притаились-ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу.
1,2,3,4,5. Ну берегитесь: я иду искать!
3. В этом конверте приготовлены для ребят задачки.
А помогут Вам в решении этих задач, цифры которые лежат у вас на столе и счетные палочки.
Слушайте внимательно и выкладывайте нужное количество палочек, а в конце найдите цифру по количеству палочек.
***
На полянке у реки, жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
(4 жука)
***
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у сосны
Он нашел еще один.
Ну –ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов?
(3 грибка)
***
Раз к Зайченку на обед
Прискакал дружек-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята ловок?
Сколько съедено морковок?
(4 морковки)
***
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат,
Сколько на снегу ребят?
(5ребят)
4. А сейчас давайте поиграем в игру «Рыболов».
-Кто из диких животных любит ловить рыбу?
-Что еще находиться в речке?
- Сколько рыбы плавает в речке?
Рыбу в речке ловить будут медвежата на ощупь с завязанными глазами и собирать в свои корзины.
(Дети с помощью считалочки выбирают 2 медвежат, завязывают им глаза и 3 раза поворачивают вокруг себя)
По команде: Начали! – остальные ребята хором считают от 10 до 1, а медвежата встают на четвереньки и начинают ловить рыбу.
Счет окончен, наши рыболовы вместе с остальными ребятами считают у кого, сколько рыбы в корзинках.
- Сколько рыбы наловил этот медвежонок?
-А сколько рыбы наловил другой медвежонок?
-У кого рыбы больше?
-Сколько рыбы осталось в речке?
(Игра проводиться 2-3 раза)
5. Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно знать направление: лево и право.
- Куда нужно сделать поворот, если звучит команда «Направо»?
-А если звучит команда «Налево»?
Очень хорошо! Тогда я предлагаю Всем присесть за столы. Будьте внимательны! Игра называется: «Мой космический кораблик».
(Раздаю каждому ребенку темный картона-космос и геометрическую фигуру -кораблик).
Дети действуют в соответствии с заданием, которое даёт воспитатель:
-Найдите центр Вашего космоса.
-Как называется ваша станция?
-Наш корабль полетел в правый верхний угол.
-Кого он там встретил?
-Затем в левый нижний угол.
-Куда он попал?
-В левый верхний угол.
-Что он встретил на своём пути?
-У корабля закончилось горючее и он отправился на заправочную станцию-в правый нижний угол.
-Заправился и вернулся на свою станцию-в центр космоса.
-Сейчас полетим прямо вниз.
-Что случилось с кораблём?
-Теперь летим прямо вверх.
-Что он там увидел?
-Вернулся на ремонт в центр.
-Произвёл общий ремонт и отправился прямо на право, а затем прямо на лево.
-Устал наш корабль и вернулся на свою станцию-в центр космоса.
(Дети фантазируют, отвечают на вопросы воспитателя)
Все были очень внимательными и справились с управлением!
6. Вот мы и подошли к «Городу Знаний».
Давайте вспомним! Что мы делали по дороге к городу?
Игра с мячом:
Бросаю мяч каждому ребенку и задаю вопрос.
-Какое задание было самым интересным?
-А тебе, что понравилось больше всего?
-Какое задание для тебя было самым трудным?
-А какое задание было самым легким?
-За что ты бы себя похвалил?
-В какую игру ты бы хотел еще поиграть?
-Что ты скажешь Знайке, когда увидишь его?
-А ты хочешь, что-нибудь спросить у Знайки?
А вот и дверь «Города Знаний». Что бы дверь открылась нам надо правильно произнести скороговорку:
«Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап».
(Дверь открывается выходит ребенок одетый в костям Знайки с подарками ля ребят, и приглашает Всех в гости).