О системе экологического образования МБДОУ № 48 «Веснянка»
Полуянова Нина Валентиновна
старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Веснянка» г. Альметьевска»
Республика Татарстан, город Альметьевск, ул. Ленина, д.51А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Веснянка» г. Альметьевска» (далее МБДОУ № 48 «Веснянка») является участником конкурса «ЭКОлидер» среди образовательных учреждений Альметьевского муниципального района.Для успешного позиционирования педагогический коллектив МБДОУ разработал план мероприятий, рассчитанный на период проведения конкурса (май - август 2016г.). Проводимые мероприятия были направлены на представление системы экологического образования, сложившейся в МБДОУ № 48 «Веснянка». Составляющими данной системы являются:
- цели и задачи экологического образования дошкольников;
- содержание экологического образования;
- формы, средства и методы, направленные на освоения содержания экологического образования.
Термин «экологическое образование» - интегральное понятие, включающее воспитание, обучение, развитие.
Целью экологического образования определено – формирование экологической культуры воспитанников МБДОУ. В соответствии с тенденцией индивидуализации в отечественной образовательной политике центральной линией содержания экологического образования является личностно – смысловой уровень, выдержано содержательное смещение акцентов в область культуры, этики, здоровья. Так основу становления и развития экологической культуры и ее основного компонента – экологического сознания дошкольников составляют знания о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека с ней, о ее ценностных свойствах.
Организация экологического образования в МБДОУ № 48 «Веснянка» базируется на обогащении запаса сенсорно – гармонических впечатлений детей дошкольного возраста, что способствует развитию оценочных суждений, полноценному общению с природой, правильному поведению в ней.
Формы, средства и методы, направленные на освоение содержания экологического образования, используемые в МБДОУ, отличаются разнообразием. Это природоохранные акции, организованная образовательная деятельность, труд в природе, игры, литература и искусство, детская экспериментально – исследовательская деятельность, моделирование, информационно – коммуникативные средства и др.
Экологическое образование в МБДОУ на конкурсе представлялось по трем направлениям: работа с детьми (проведение праздников: всемирный день воды, международный день птиц, всемирный день Земли, праздник цветов, международный день защиты окружающей среды»; проведение акций: «Первоцветы» «Очистим планету от мусора»; день экологических знаний и др.), педагогами (тематическое планирование, викторина среди педагогов «Экологическое образование дошкольников», проведение педагогического совета), родителями (представление на конкурс схемы форм работы с родителями по экологическому образованию, проведение семинара – практикума «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста» с целью расширения представлений родителей о возможностях использования природных источников - песка и воды для оздоровления детей; обогащения родительского опыта практикой увлечения детей познанием окружающего и др.). По каждому проведенному мероприятию в оргкомитет конкурса представлялся отчет.
Участие в конкурсе дало возможность осуществить анализ существующей системы экологического образования в МБДОУ, сформулировать выводы:
- при организации \различных форм работы с детьми экологического содержания следует учитывать, что в формировании отношения к объекту наиболее значима первая информация;
- учитывая, что доминирующей установкой в восприятии природы дошкольников является эстетическая, следует организовывать мероприятия в местах, максимально обеспечивающих получение положительных эмоциональных впечатлений.
На сегодня результаты конкурса еще не подведены, пусть победит сильнейший!