Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1026 Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «ЧАСЫ»

Опубликовано 24.08.2016

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «ЧАСЫ»

 

Корытова Светлана Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Костромы

«Центр развития ребенка - Детский сад № 13»

 

 

 

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Интеграция с образовательными областями

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

 

Цель: создание условий для выделения существенных признаков категории «ЧАСЫ» через опору на детский опыт. 

Задачи:

  1. Расширять представления детей об истории возникновения часов и их роли в жизни человека в современное время;
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение, суждение, анализ).
  3. Совершенствовать коммуникативные способности.
  4. Поддерживать детскую любознательность и побуждать детей эмоционально откликаться на события.

 

Организационный момент: в группе перед началом НОД неожиданно раздается звонок (будильника).

Воспитатель: Что это? Где это звенит?

Дети вместе с воспитателем начинают искать место, откуда раздается звук, и обнаруживают будильник.

Воспитатель: Так вот, это что – будильник! А вы утром просыпаетесь по будильнику? (ответы детей).

Воспитатель: А давайте представим, что мы дома и только, только начинаем просыпаться.

Ход НОД

Дети устраиваются на ковре. Включается магнитофон с записью звуков (крик петуха,  бой курантов, бой часов, сигнал радио).

Воспитатель: Какие звуки вы сейчас услышали? (ответы детей). Вот какое разнообразие звуков.

Воспитатель: Как вы думаете, что общего у этих звуков? (Ответы детей: эти звуки нас будят по утрам. Они выполняют роль будильника)

Воспитатель: А что такое будильник? (Ответы детей: это часы, которые заводят вечером, чтобы утром они издали звук и нас разбудили. А еще по будильнику определяют время). Молодцы.

 

Воспитатель: А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? (Ответы детей:  по звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.)

Ответы детей сопровождаются показом слайдов

 

Воспитатель: Ребята! Вы хотели бы больше узнать о часах? (Да!). Тогда я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое.

 Воспитатель (рассказывает): Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов - Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Воспитатель (продолжает рассказывать): Сначала солнечные часы делали на земле. Вместо циферблата - расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок колышек (показ слайдов).

Воспитатель:  Как вы думайте, такие часы были удобны? (ответы детей). Всегда ли можно было определить время по этим часам? (ответы детей: в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца и к ним нужно бегать, в пасмурную погоду можно затоптать.)

Воспитатель: Как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?  (Ответы детей).

 

Воспитатель (рассказывает): За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света. (Показ слайда) В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании? (Ответы детей: Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать)

Воспитатель (продолжает): Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу. (Показ  слайда)

Воспитатель: Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? Кто в нашем детском саду пользуется такими часами? (Ответы детей: В медицинском кабинете наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос).

Воспитатель: Удобны такие часы? (ответы детей: Такие часы надо постоянно переворачивать, так как в них мало песка).

Воспитатель: Позднее песочные часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий.

 

Воспитатель: А что это такое? (показывает свечку).  Оказывается, это то же часы! А как узнать время по свече? На ней сверху донизу начерчены полоски, сколько воска растает по полоскам, сколько прошло времени. Удобные такие часы? (Ответы детей: Нужно много свечей, на улице время не узнаешь, огонёк в таких часах можно легко задуть, их потушить может ветер или дождь).

 

Воспитатель: Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

(Показ слайда).

Воспитатель: Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно  всем жителям города. Сохранились такие часы и в нашей стране. Вот послушайте, как они звучат (включается запись боя Кремлевских курантов). Вы узнали их? (Ответы детей: Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля). 

Воспитатель: Внутри часов работает сложный механизм. (Показ слайда). Видите сколько там разных деталей? (Показывает разобранный будильник. Слышите, как они тикают? (Дети прислушиваются)

Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в часы.

 

Физминутка

Тик – так, тик – так, 

Все часы идут вот так

Наклоны головы то к одному,

то к другому плечу

Тик – так, тик – так,
        Смотри скорей, который час 

раскачивания в такт маятника

Тик – так, тик – так,

Налево – раз, направо – раз 

Повороты корпуса в одну и другую стороны

Тик – так, тик – так,

Мы тоже с вами можем так.

Наклоны туловища вниз.

 

Воспитатель (продолжает рассказ): Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы? (Ответы детей: В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере).

Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных? (У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока).

 

Воспитатель: Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? (Ответы детей).

Воспитатель: Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах. Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы, и их будут называть “космические”.

 

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы, либо те, о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои собственные.

Продуктивная деятельность детей.