Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 981 Конспект НОД "В гостях у королевы воды"

Опубликовано 07.08.2016

 

Конспект НОД "В гостях у королевы воды"

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа Чапаевск Самарской области

Структурное  подразделение реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад № 8 «Тополёк»


 

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по познавательному

развитию детей старшей группы

 

Тема: В гостях у королевы Воды

+ мультимедийная презентация


 

Чапаевск,

2015

 

Пояснительная записка.

 

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

        Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.

        Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью – это и является нашей главной задачей.

        Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.

            В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

      Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.

      Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

 

 

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.

Тип: интегрированное.

Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

 

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.(К)

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

  Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

 развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)

расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П)

 

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности; (Р)

Развивать внимание детей; (Р)

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)

 

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

 

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).

 

Развивающая среда:

 

Раздаточный материал:

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

 

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».

Техническое  оборудование: мультимедийная установка, ноутбук

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

 

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  5. Наблюдение за водой во время прогулок

 

Список сокращений используемых в конспекте:

П – познавательные УУД;           К – коммуникативные УУД;

Р – регулятивные УУД;                Л – личностные УУД.

 

 

 

Структура занятия:

 

I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

1. Организационный момент

3 мин.

 

 

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:

1. Сказка

3 мин.

2. Ритуал входа в сказку

 

3. Постановка целей опыта

2 мин.

4. Опытническая деятельность

7 мин.

5. Физкультминутка

2 мин.

6. Опытническая деятельность

5 мин.

 

III ЧАСТЬ  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

1. Подведение итогов

2 мин.

Длительность занятия

25 мин.

 

 

Логика образовательной деятельности:

 

(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд) 

В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)

В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.) (2, 3 слайд)

В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)

 В: А сейчас Капитошка хочет вам  сказку рассказать. Слушайте внимательно…

(4 слайд)

Сказка:  Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

     У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

      Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

      В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

      Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Kopoлeвa Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? (5 слайд) Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

      В:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

      В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

      В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.  (6 слайд)

         Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

       В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

      Смотрите, а  королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 (испарение воды)

В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу?

Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть?

Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете ег сами открыть?

(дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.

 В:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

       В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

       В:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

      В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») (слайд 8)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. 

Опыт №3 (с землей)

      В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

 (одновременно дети с воспитателем поливают землю)

    В:  Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

    В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

    В: Ребята! Мне Капитошка намекнул что с водой дальще происходит. Он снял, что с водой происходило.(слайд10) Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

*        Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

*        В облака собирается.

*        Облака по небу плывут. Легкие воздушные.

*        Ветерок их подгоняет.

*        Облака в тучку собираются.

*        Тучка дождик несет.

*        А как станет тяжело нести, на землю прольет.

*        Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.

*        В реки подземные попадут и потекут не спеша.

*        А как к земле пробьются, родником обернутся.

*        Ручейками по земле потекут.

*        А ручейки в озёра, реки впадают.

*        Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.

*        А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.  

     В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается. 

     В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.

Проходите за свой стол.

     В:  Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

     В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да  Королеве Воды подарить.(дети наклеивают)

     В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?(ответы детей)

Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

(дети говорят теплые слова королеве)

     В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

     В: Ребята!  Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

     Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

. Рефлексия:

В:  Ребята у нас с вами  получилось помочь Королеве Воды?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!