Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 952 Сценарий занятия "Математика: учимся и играем"

Опубликовано 16.07.2016

Тимшина Анна Алексеевна
МБДОУ д/с №39, с. Новодмитриевка г.Выкса Нижегородская область
Воспитатель
Сценарий занятия "Математика: учимся и играем" 

 

Математика: учимся

и играем.

Тема "Числа первого десятка.

Цифры от 0 до 9"

Цель. Уточнить представления о количественном и порядковом счете, прямой и обратной зависимости чисел в пределах 10, используя понятия "перед" ("до"), "после", "предыдущее", "последующее".

Определить уровень знания детей о соотнесении чисел с цифрами.

Познакомить со знаками “>" и упражняя в сравнении чисел в пределах 10.

Занятие

Демонстрационный материал. На доске, частично разлинованной на клетки, нарисована "лестница" с цифрами первого десятка - рис. 1, числовая прямая - рис. 2, треугольник из кругов с цифрами - рис. 3 и четыре квадрата в одну клетку каждый - рис. 4 (см. приложение). Небольшая кукла (10-12 см). Мел, указка.

Раздаточный материал. На каждого ребенка - два цветных конверта: в желтом - 10 числовых карточек, в зеленом - карточки с цифрами от 0 до 10; простые и цветные карандаши (12 цветов); тетрадь в крупную клетку.

Ключевые слова. Числовая прямая, числовой ряд, перед, до, после, предыдущее, последующее, больше, меньше, равно, квадрат.

Предварительная работа. За 2-3 дня до первого занятия дети знакомятся с тетрадями в крупную клетку: рассматривают обложку и страницы. Воспитатель обращает их внимание на красные линии на страницах - за этими линиями находятся поля, на которых нельзя рисовать и писать. Объясняет ребенку, что это его личная тетрадь, в ней будет писать и рисовать только он. Обращаться с ней надо аккуратно. Предлагает пометить ее личным знаком: это могут быть имя, фамилия, рисунок или наклеенная картинка в углу обложки. Затем собирает тетради.

 

Ход занятия

Воспитатель (показывает куклу). Сегодня к нам на занятие пришла гостья - кукла Маша. Она хороший математик и хочет, чтобы вы узнали много интересного. Сначала ответьте, что же это за наука - математика? (Рассуждения детей. Воспитатель от имени куклы уточняет и обобщает их ответы.) Наша гостья предлагает посмотреть на эту лестницу (показывает на доску - рис. 1). Лестница сделана из кубиков. Сосчитайте, сколько в ней ступенек? (Десять.) Поднимаясь по лестнице, кукла Маша будет задавать вам вопросы. (Прикладывает куклу к первой ступеньке.) Где стоит кукла - на ступеньке или около нее? (Около.) Сколько ступенек надо пройти до вершины? (Ответы детей. Передвигает куклу на первую ступеньку.) Сколько кубиков в первой ступеньке? (Один.) Сколько во второй? (с каждым следующим вопросом двигает куклу на ступеньку вверх.) Если подниматься всё выше и выше, количество кубиков в вертикальном ряду (показывает указкой) уменьшается или увеличивается? До второй ступеньки сколько кубиков? (Один.) Сколько после второй? (Три.) На сколько больше кубики в шестой ступеньке по сравнению с пятой? (На один.) Какая ступенька по счёту перед десятой? (Девятая.) Сколько в ней кубиков? Сколько кубиков в последней ступеньке? (Десять.)

Теперь достаньте из желтых конвертов карточки. На них нарисованы кружки. Эти карточки называют числовыми. Разложите их в ряд. начиная с той, на которой количество кружков соответствует числу 1. На каждой последующей

карточке кружков должно быть на один больше, чем на предыдущей. Получится числовой ряд от одного до десяти. (Проверяет правильность выполнения задания. Карточки не убирают.) Кукла спрашивает, что за знаки (показывает на доску-рис. 1) написаны на ступеньках лестницы? (Ответы детей.) Правильно, это цифры. Они показывают, сколько кубиков в каждой ступеньке. (Воспитатель показывает на цифры, вызванный ребенок считает кубики.)

Возьмите конверты зеленого цвета, достаньте карточки. Что на них написано? (Цифры.) Разложите их под числовыми карточками так, чтобы цифры соответствовали количеству, то есть числу кружков. (Дети выполняют задание.) Получился числовой ряд. На какое место нужно поместить карточку с цифрой О? (Она должна быть первой слева в числовом ряду.) Для какого числа не нашлось соответствующей карточки? (Для числа 10.) Это число обозначают две цифры - единица и ноль. Причем стоят они в определенном порядке: сначала единица, потом ноль. У вас есть карточка, на которой написано число десять. Положите ее в конце ряда с цифрами. Посмотрите на доску (показывает -рис. 2). Это числовая прямая. Что обозначают на ней черточки и цифры? (Предположения детей.) Они обозначают место, "домик" числа на числовой прямой.

Наша гостья предлагает вам рассмотреть необычный треугольник из кружков (показывает на доску - рис. 3). В кружках вы видите цифры, между ними знаки, похожие на летящих птичек. Они указывают клювами на меньшее число, а крыльями - на большее. (Пишет на доске два неравенства.) С помощью птичек-знаков мы можем сравнить числа, а называются эти знаки "больше", "меньше". Сравните числа, стоящие в треугольнике рядом. (Показывает на кружки указкой, дети выполняют задание.) Вы заметили два пустых кружка? В них нужно вписать цифры. Как вы думаете, какие? (Ответы детей с объяснением. Воспитатель вписывает в кружки цифры О и 1.) Вспомните, что обозначает цифра О? (Нисколько, ничего не обозначает, никакого числа.) Где она стоит в числовом ряду? (Слева от единицы.) Какое из чисел, обозначенных цифрами, самое большое? (Десять.) Самое маленькое? (Один.)

Наша гостья предлагает отдохнуть. Разойдитесь по комнате и встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Повернитесь ко мне лицом. Вам знакомо стихотворение Мориса Сендака "Веселый счет". Я буду его читать, а вы - считать от одного до десяти и обратно и выполнять вместе со мной движения. Начинайте.

Дети. Один.

Воспитатель.

Остался Джон один - Сам себе он господин.

(Шагают на месте.)

Дети. Два.

Воспитатель.

В окошко мышь влетела

И в горшок залезть хотела. (Подпрыгивают.)

Дети. Три.

Воспитатель.

 

За белой мышкой кошка

Следом прыгнула в окошко.

(Прыгают с продвижением вперед.)

Дети. Четыре.

Воспитатель.

А четыре - кто? Щенок!

Он вбежал и сел у ног.

(Бегут на месте.)

Дети. Пять.

Воспитатель.

Старушка черепаха

Завизжала и села от страха.

(Дважды приседают.)

Дети. Шесть.

Воспитатель.

Явилась, как ни странно, Почтальонша-обезьяна.

(Шагают на месте.)

Дети. Семь.

 

Воспитатель.

Влетела к ним ворона

И за нос схватила Джона.

(Бегут, машут руками.)

Дети. Восемь.

       Воспитатель.

Тигр - страшный зверь,

Распахнул в квартиру дверь!

(Разводят руки в стороны.)

Дети. Девять.

       Воспитатель.

В дом вошел тайком Чёрный дядька босиком.

(Идут на носках.)

Дети. Десять.

        Воспитатель.

Очень трудная загадка –

Как добиться здесь порядка?

Джон и думал, и гадал,

А потом себе сказал:

«Догадался! Все понятно!

Буду я считать обратно:

 (Дети выстраиваются в колонну по одному, идут за воспитателем, вместе с ним считают на каждый шаг.)

Девять, восемь, семь и шесть,

Пять, четыре, три, два, один!"

Стоп!

(Дети подходят к столу педагога, находят свою тетрадь и садятся на место.)

Откройте тетради. (Показывает на первую страницу.) Какая по счёту эта страница? (Первая.) Возьмите простые карандаши и напишите в правом верхнем углу страницы цифру, обозначающую "название" страницы - "первая". (Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет. Потом показывает на доску - рис. 4.) Как называются эти геометрические фигуры? (Квадраты.) По каким признакам вы это определили? (Это четырехугольник с прямыми углами, у него все стороны равны.)

 В тетради мы будем рисовать квадраты величиной в одну клетку. Определим на странице место, с которого начнем рисовать. В левом верхнем углу отсчитаем сверху и слева по две клетки и поставим точку (показывает). Она называется рабочей, с нее и начнем рисовать. (Дети ставят точку, воспитатель с куклой проверяет выполнение задания и возвращается к доске.) От точки вправо проводим черту по одной стороне клетки до угла, поворачиваем, ведем линию до нижнего угла, поворачиваем, рисуем до левого угла (показывает), вновь поворачиваем и ведем черту к рабочей точке. Пропускаем одну клетку, снова ставим точку на той же линии и рисуем такой же квадрат. Третий квадрат будет рисовать на доске Саша, а Юля покажет, в каком направлении вести черту. (Дети выполняют задание, остальные следят за работой, при необходимости поправляют.) Теперь нарисуйте квадраты в своих тетрадях. Вы должны их рисовать до конца строчки, но не заходить за поля.

Тот, кто справится с этим заданием, может выполнить ещё одно: на этой же странице в разных местах нарисуйте по линиям клеток десять квадратов. Вам помогут клетки тетради, так как они имеют форму... (квадрата). Тот, кто быстро нарисует квадраты, может их раскрасить цветными карандашами.

Дети выполняют задание. Воспитатель следит за их осанкой, положением тетради и руки на столе, карандаша в руке. После окончания работы оценивает ее от имени куклы.