Тимшина Анна Алексеевна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 39
с.Новодмитриевка г. Выкса Нижегородская область
Сценарий «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры через знакомство с предметами старинного быта.
Побуждать детей к постановке вопросов, к высказываниям, продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
Побуждать детей употреблять в речи устаревшие слова.
Продолжать развивать фонематический слух /звук "с"/
Уточнить и закреплять в речи правильное произношение звука.
Закреплять у детей умение вести себя в соответствии с правилами поведения, учить общаться спокойно, доброжелательно, не перебивая друг друга.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание предметов русского быта.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Группа оформляется в стиле старинной деревенской избы, с помощью предметов народного быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в группу, предлагаю им поиграть.
—Я как будто буду хозяйка, а вы мои гости. Я вас приглашаю к себе в гости в русскую избу. /Надеваю фартук. /
—Здравствуйте, гости дорогие! Заходите, милости прощу! Давно вас дожидаюсь. К встрече с вами я готовилась: посмотрите, как у меня нарядно, тепло да уютно.
В моей избе есть много необычного, непривычного. Хотите посмотреть и побольше узнать?
—Приглашаю вас за стол.
/Дети подходят к столу, садятся на лавочки. На столе скатерть, самовар, деревянные хохломские чашки, ложки, сахарница.
—Я для вас лавочки приготовила, посидим, о том, л сем поговорим. Знакомы вам эти предметы? А кто хочет про них рассказать? Я хочу послушать, что вы расскажете о такой красивой посуде.
/Рассказ ребенка: раньше ели из мисок, их вырезали из дерева.
Потом раскрашивали красками и покрывали лаком/
—Да, правильно Дима рассказал. Анечка, а как расписана твоя чаша?
— На ней нарисована травка, красные цветочки и черные точки. Она красивая.
—Ребята, а что еще здесь есть необычного? Может, кто-то и загадку нам загадает?
Ребенок загадывает:
маленький черпачок,
красненький колпачок ‚
три раза в день берется,
и опять на место кладется.
—Хорошая загадка, что же это такое?
/Ложка/
—А кто хочет про ложки рассказать?
/Рассказ ребенка: ложки деревянные, с узором, на конце как будто
красный колпачок.../
—А кто хочет дополнить?
Аналогично дети рассказывают и про другую посуду: для чего нужна,
что в нее кладут, какая она...сахарница‚ солонка и пр.
—Ребята‚ у меня есть еще загадка? "сверху дыра, снизу дыра,
а посередине огонь да вода. "
—Правильно‚ самовар. А кто хочет рассказать про самовар?
—А для чего самовар сделали такой большой?
/—Чтобы всем чаю хватило. /
—Ребята‚ хотите поиграть с самоваром?
Если я открою кран у самовара немного, то водичка тихонько льется.
Вот так: с—с—с—с.
Если я открою сильнее кран, то вода громко льется.
/Дети повторяют песенку воды тихо и громко, индивидуально и хором.
—Ребята, а на чем стоит наша посуда?
Дети могут загадать загадку про стол:
"Под крышей 4 ножки,
А на крыше— суп да ложки".
—Столы раньше накрывали красивым скатертями. Ой, какая у нас на столе скатерть красивая, узорчатая, с кистями, это бабушки вечерами сидели и вязали такие узоры. /Дети рассматривают скатерть/.
—А на чем сидели в старину? /на лавках. /
—Да‚ вот как мы сейчас сидим.
—А что на пол стелили? /красивые половики. /
—Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Найди предмет". Хотите?
Я предлагаю найти на столе предметы, в которых есть звук "с".
/Дети называют слова: стол, скатерть, самовар, миска и др./
—А сейчас, ребята, я хочу вам и все остальное показать.
/Дети выходят из—за стола и проходят по "избе». /
Замечают старинные часы с гирями и цепочкой.
Ребенок: "Тик-так, а с места никак".
—Что это?
Дети: Часы. они тоже деревянные, с узором, у них есть цепочка и
гири.
—Даже часы в старину были не такие, \
—А как вы думаете, ребятушки, что в доме главнее:
То ли крылечко, то ли печка,
То ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой.
Дети: печка.
—Правильно‚ печь. А для чего нужна печь в деревенской избе?
—Конечно, для тепла. Мала печка, да тепленька, и валенки посушить
и самим погреться. А топили ее дровами. Сначала ходили в лес, сухие деревья рубили, на дрова их колола, а уж потом в печку
клали и огонь разжигали.
Можно поговорить с детьми о знакомых предметах быта: о коромысле, ведрах, кочерге и пр. Для чего они нужны, из чего сделаны, загадать загадки.
—Ребята, а я знаю игру "Что печка спрятала". Хотите узнать, как в нее играть?
/На половичок перед печкой ставят 5-6 предметов: миска, половник, ведерко и др./
Предложить детям сесть полукругом на половичок, чтобы всем было видно предметы. Дети закрывают глаза. Один предмет прячется за печку. Дети должны ответить, чего не стало.
—Ой‚ жарко стало около печки! Я вас приглашаю сесть на лавочки. У меня для вас сказки приготовлены.
—Я вам расскажу отрывки из сказок. Отгадаете ли вы названия этих сказок? `/Можно рассказать отрывки из тех сказок, где говорится о предметах быта. Например, отрывок из сказки "Гуси— лебеди"‚где герои сказки прячутся в печку; из сказки "Жихарка"- когда на стол раскладываются ложки и т.п./
Когда дети называют сказку, показываю иллюстрацию к ней.
—Какие вы умные да смышленые дети, много сказок знаете, порадовали меня своими ответами. А я вас на прощанье бубликами да баранками угощу. Будете есть да меня вспоминать.
А вот и солнышко в окно лучики пускает, вас гулять зовет!
До свиданья, гости дорогие!