Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 957 Сценарий занятия "Приобщение к истокам русской национальной культуры"

Опубликовано 16.07.2016

 Тимшина Анна Алексеевна

Воспитатель МБДОУ детский сад № 39

с.Новодмитриевка г. Выкса Нижегородская область

 

Сценарий «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры через знакомство с предметами старинного быта.

Побуждать детей к постановке вопросов, к высказываниям, продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

Побуждать детей употреблять в речи устаревшие слова.

Продолжать развивать фонематический слух /звук "с"/

Уточнить и закреплять в речи правильное произношение звука.

Закреплять у детей умение вести себя в соответствии с правилами поведения, учить общаться спокойно, доброжелательно, не перебивая друг друга.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание предметов русского быта.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

Группа оформляется в стиле старинной деревенской избы, с помощью предметов народного быта.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в группу, предлагаю им поиграть.

—Я как будто буду хозяйка, а вы мои гости. Я вас приглашаю к себе в гости в русскую избу. /Надеваю фартук. /

—Здравствуйте, гости дорогие! Заходите, милости прощу! Давно вас дожидаюсь. К встрече с вами я готовилась: посмотрите, как у меня нарядно, тепло да уютно.

В моей избе есть много необычного, непривычного. Хотите посмотреть и побольше узнать?

—Приглашаю вас за стол.

/Дети подходят к столу, садятся на лавочки. На столе скатерть, самовар, деревянные хохломские чашки, ложки, сахарница.

 

—Я для вас лавочки приготовила, посидим, о том, л сем поговорим. Знакомы вам эти предметы? А кто хочет про них рассказать? Я хочу послушать, что вы расскажете о такой красивой посуде.

/Рассказ ребенка: раньше ели из мисок, их вырезали из дерева.

Потом раскрашивали красками и покрывали лаком/

—Да, правильно Дима рассказал. Анечка, а как расписана твоя чаша?

— На ней нарисована травка, красные цветочки и черные точки. Она красивая.

—Ребята, а что еще здесь есть необычного? Может, кто-то и загадку нам загадает?

Ребенок загадывает:

маленький черпачок,

красненький колпачок ‚

три раза в день берется,

и опять на место кладется.

—Хорошая загадка, что же это такое?

/Ложка/

—А кто хочет про ложки рассказать?

/Рассказ ребенка: ложки деревянные, с узором, на конце как будто

красный колпачок.../

—А кто хочет дополнить?

Аналогично дети рассказывают и про другую посуду: для чего нужна,

что в нее кладут, какая она...сахарница‚ солонка и пр.

—Ребята‚ у меня есть еще загадка? "сверху дыра, снизу дыра,

а посередине огонь да вода. "

—Правильно‚ самовар. А кто хочет рассказать про самовар?

—А для чего самовар сделали такой большой?

/—Чтобы всем чаю хватило. /

—Ребята‚ хотите поиграть с самоваром?

Если я открою кран у самовара немного, то водичка тихонько льется.

Вот так: с—с—с—с.

 

Если я открою сильнее кран, то вода громко льется.

/Дети повторяют песенку воды тихо и громко, индивидуально и хором.

—Ребята, а на чем стоит наша посуда?

Дети могут загадать загадку про стол:

"Под крышей 4 ножки,

А на крыше— суп да ложки".

—Столы раньше накрывали красивым скатертями. Ой, какая у нас на столе скатерть красивая, узорчатая, с кистями, это бабушки вечерами сидели и вязали такие узоры. /Дети рассматривают скатерть/.

—А на чем сидели в старину? /на лавках. /

—Да‚ вот как мы сейчас сидим.

—А что на пол стелили? /красивые половики. /

—Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Найди предмет". Хотите?

Я предлагаю найти на столе предметы, в которых есть звук "с".

/Дети называют слова: стол, скатерть, самовар, миска и др./

—А сейчас, ребята, я хочу вам и все остальное показать.

/Дети выходят из—за стола и проходят по "избе». /

Замечают старинные часы с гирями и цепочкой.

Ребенок: "Тик-так, а с места никак".

—Что это?

Дети: Часы. они тоже деревянные, с узором, у них есть цепочка и

гири.

—Даже часы в старину были не такие, \

—А как вы думаете, ребятушки, что в доме главнее:

То ли крылечко, то ли печка,

То ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой.

Дети: печка.

—Правильно‚ печь. А для чего нужна печь в деревенской избе?

—Конечно, для тепла. Мала печка, да тепленька, и валенки посушить

и самим погреться. А топили ее дровами. Сначала ходили в лес, сухие деревья рубили, на дрова их колола, а уж потом в печку

клали и огонь разжигали.

Можно поговорить с детьми о знакомых предметах быта: о коромысле, ведрах, кочерге и пр. Для чего они нужны, из чего сделаны, загадать загадки.

—Ребята, а я знаю игру "Что печка спрятала". Хотите узнать, как в нее играть?

/На половичок перед печкой ставят 5-6 предметов: миска, половник, ведерко и др./

Предложить детям сесть полукругом на половичок, чтобы всем было видно предметы. Дети закрывают глаза. Один предмет прячется за печку. Дети должны ответить, чего не стало.

—Ой‚ жарко стало около печки! Я вас приглашаю сесть на лавочки. У меня для вас сказки приготовлены.

—Я вам расскажу отрывки из сказок. Отгадаете ли вы названия этих сказок? `/Можно рассказать отрывки из тех сказок, где говорится о предметах быта. Например, отрывок из сказки "Гуси— лебеди"‚где герои сказки прячутся в печку; из сказки "Жихарка"- когда на стол раскладываются ложки и т.п./

Когда дети называют сказку, показываю иллюстрацию к ней.

—Какие вы умные да смышленые дети, много сказок знаете, порадовали меня своими ответами. А я вас на прощанье бубликами да баранками угощу. Будете есть да меня вспоминать.

А вот и солнышко в окно лучики пускает, вас гулять зовет!

До свиданья, гости дорогие!