Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 963 «Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Опубликовано 25.07.2016

Консультация для воспитателей.

«Создание условий для развития познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

 

Морозова Лидия Петровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №6 «Звездочка».
Адрес: Московская область,   г. Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова. д. 18б

Должность:
старший воспитатель

 

 В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований.

В системе дошкольного воспитания задачи познавательного развития занимают центральное место.

Интеллектуальное и личностное развитие детей зависит от того, насколько высоко сформирована у ребенка познавательная активность, насколько велик интерес дошкольника к окружающему миру, насколько развито желание ребенка познавать  новое.

Под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности  и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте. Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести и понять, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги.

Педагогу важно так  организовать  познавательную деятельность  детей, чтобы он не был  пассивным слушателем, а сам активно участвовал в изучении объектов и явлений, интересовался, задавал вопросы…

Организуя работу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО, используют разнообразные формы работы с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности,  образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,  организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей,  при взаимодействии с родителями, социальными партнёрами.

При организации образовательной деятельности, активно используются игровые приёмы в ходе занятия, игровой материал и оборудование, занимательные пособия, дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях, что способствует познавательной активности  детей.

В начале занятия перед детьми ставится познавательная задача или создается познавательно-игровая проблемная ситуация, провоцирующая постановку познавательной задачи: как помочь Золушке попасть на бал?  Откуда хлеб пришел? Как в дома приходит свет? В ходе занятия происходит решение поставленной задачи, в конце занятия дети подводят итог.

Большая роль в развитии познавательной активности отводится экспериментированию.

Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования.  В качестве объектов исследования выбираются привычные предметы и явления.  Задача педагога – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы.  Дети любят экспериментировать.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник.

Совместная познавательная деятельность взрослых и детей может быть организована в различных формах:

сюжетно-ролевые игры: в играх дети отображают свои впечатления, пополняют представления о предметах и их свойствах, закрепляют способы использования предметов, осознают их назначение, моделируют взаимодействия и отношения людей. В процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее.

 Игры с правилами (чтобы привлечь внимание детей к познавательному содержанию игры необходимо: рассказать правила игры, рассмотреть атрибуты – картинки, предметы; установить последовательность действий, поддержать интерес к игре, а не просто манипулировали с картинками).

Для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте становиться целенаправленное, подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение.

Наблюдение принесет развивающий эффект, если с помощью вопросов акцентировать внимание на признаках предметов, побуждать к сравнению объектов. Целенаправленное рассматривание позволяет активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение и т.д.).

Беседа.  В беседе с помощью вопросов и ответов участники беседы высказывают свои суждения, умозаключения. Беседа побуждает детей логически мыслить, четко, ясно строить свои высказывания, делать выводы.

Конструирование. В нем тоже заложено познавательное начало. Ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные соотношения; развивает умение планировать. Ребенок должен планировать свой результат, предвидеть последовательность действий.

Экскурсии. Важно осознавать развивающие возможности экскурсий, привлекать внимание детей к объектам с помощью вопросов и рассуждений, подводить к установлению причинно-следственной зависимости между объектами и явлениями.

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.

При создании развивающей среды  педагоги  учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

     В созданной предметно – развивающей среде педагоги организуют деятельность воспитанников на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Такая предметно – развивающая среда способствует закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования; дает возможность воспитателю  осуществлять личностно – ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей, формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи.

ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно-пространственной среды.

Однако, развивающая предметно-пространственная среда - это одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОСДО.

Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 

         Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.