Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 921 Из опыта работы "Нравственно - патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре"

Опубликовано 18.06.2016

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности  по

художественно – эстетическому развитию детей

 

Опыт работы

 

Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»

 

                        Автор: Козионова Елена Алексеевна

Должность: воспитатель   I квалификационная категория МАДОУ № 54

г. Кушва

 

             Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре – проблема, которая меня начала   волновать несколько лет назад.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных.

           Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм  - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства.   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды,  историю своих предков, их культуру.

    Какие пути и средства  патриотического воспитания  я  использовала в работе   при решении этой проблемы?

1.Понятие   о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2.Русские былины как средство воспитания патриотизма  ( любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)

3.Роль  русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.

4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе  с детьми.

     Проанализировав программные задачи образовательной программы  «Детство», я  разработала  свою рабочую программу «Родники» и   в ней конкретизировала   разделы  по этому вопросу. 

     Наметила    следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3.Знакомство с народными праздниками.   

4.Знакомство с народным искусством.  

5.Народная кукла.

Поставила цель:

 « Воспитание патриотических чувств через приобщение  детей к истокам русской народной культуры».

Определила задачи:

* формировать стойкий интерес к национальной культуре;

* приобщить детей к русскому народному фольклору,  в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

* приобщать детей к  русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;

* патриотическое воспитание, через воспитание любви  к своей

 Родине и осознание принадлежности  к русскому народу.

Задачи реализовывала  через:                                                                                                    

*творческую организацию непосредственно-образовательной   деятельности ;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказ;

*беседы;

* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций ( их рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;

* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно  порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;

* мой личный пример.

       Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа  вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в 2005 году   создала  в нашем дошкольном учреждении  этнографический музей « Русская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

           НОД    в музее проводила  2 раза в неделю  по подгруппам по 8 – 10  человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом , а детям  позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями . Всю непосредственно-образовательная деятельность детей строила в игровой   форме,  комплексно, как многовидовая и   включала: рассказ педагога-экскурсовода или ребёнка – экскурсовода,   русские народные  игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений,  театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности.

      Историческоезначение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.  НОД   классифицировала   на разные виды.  В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала   пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений.  Н.п. « Задай вопрос другу», « Знатоки пословиц», « Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей  средствами  словотворчества использовала   такие игры как « Ты загадай, а мы отгадаем», « Придумай свою загадку, частушку, небылицу»,  художественный народный промысел.

  Блок  «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя:  знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея   « Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами.  Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры  вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила  игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж.  Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната,  проводила   дидактические игры « Чего не стало?», « Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музеяпомогали   детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как  кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.

 НаНОД  тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились     с народными костюмами областей России. Узнавали  особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитьекосовороток и  сарафанов.      

 Для реализации задач  НОД   блока «Народно-прикладное творчество» музее  имеются экспонаты по художественно-декоративному искусству.  Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские  подносы,  плетёные изделия, использование  которых обогатили    представления о мастерстве рук человеческих, расширяли  кругозор детей, развивали  детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали  понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры « Реставраторы»,  « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно  выбирать  краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии.  Знакомство с народно-прикладным искусством  происходило  и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.

 Для  каждой ярмарки дети создавали  своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера».

 Блок НОД  «Народная кукла» самый любимый у детей.   Дети изготовляли   кукол из ниток, кукол – скаток, кукол – пеленашек, кукол – ангелов, кукол-зерновушек, кукол-скруток.

Тематический  блок НОД  «Праздники и развлечения» строила,  на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники:  Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя  в  обрядах и действах,  дети приобщались  к культуре и языку своего народа,  к музыке, уважительному отношению к труду.

На  Рождество дети пели   русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались   в ряженых, распевали   колядки, исполняли русские народные танцы.

  На Пасху соревновались   в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли  с ними

На Масленицу узнавали  о традиции встречи  весны, сжигали « чучела Масленицы»,  знакомились  с рецептом  выпеканием « символа» Масленицы – блинов, играли   в русские народные подвижные игры, водили  хороводы,  угощались   блинами, катались в санях на лошади.

 Блок  НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял  представление детей о традициях русского народа  пить чай из блюдца, дети узнали о   городе Туле  и  печатных пряниках  с затейливыми рисунками и надписями.

Играя в русские народные игры,  дети узнали  об их многовековой истории и поняли  особенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей  силу, выносливость, глазомер, воспитывали   характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.

 Проводила    работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали   значимые события жизни своей семьи, рассказывали   о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья».  Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали   его легенду. Родители принимали  активное  участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.

  При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы   музея проводили   экскурсии для детей, родителей,  сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда.   В «Книге отзывов» посетители музея оставляли    записи о своих впечатлениях.   Дети – экскурсоводы  детского сада   принимали   участие в городских    смотрах – конкурсах  музеев  и  были награждены грамотами  и  памятными призами.

  Совместно с детьми проводила  работу     по направлению «Связь поколений». Дети встречались   с  ветеранами, которые делились     секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.

 Ежегодно вместе с моими  воспитанниками         проводим     акции, такие как «Ветеран», «Милосердие»,  «Неделя добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР!».  В мастерской «У Данилы – мастера» они  мастерят  подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управления образования города Кушва – 2005г.,  2006г., 2008г.,2009г.,2010г.,  2012г., 2015г., 2016г.  занимал  I место в городских смотрах –  конкурсах  «Лучший кабинет » среди образовательных учреждений города.

Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями   в рамках  областного  смотра - конкурса  «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Дворца Молодёжи  г. Екатеринбург.

 Деятельность этнографического музея « Русская изба» МАДОУ № 54  по приобщению детей к истокам русской народной культуры  освещалась    в городских печатных изданиях  и   «Педагогическом вестнике»,  показаны сюжеты  по местному телевизионному каналу «Кушвинское телевидение».

Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети   владеют первоначальными знаниями по истории страны.

Я верю, что  русская народная культура  во всех её проявлениях оставит  в душах  моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые  помогут  им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности,  что  они  никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я  надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.

  Список литературы:

1.Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством.  Детство-Пресс  2000                                         

2.Ботякова О.Л. Солнечный круг                                                                    Детство-Пресс 2002

3.Баранов Д.А.    Русская изба                                                                            

Искусство 1999

4. Дайн Г.Л.    Детский народный календарь                                                              Детская литература  2001    

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д.  Приобщение  детей к истокам русской народной культуры         

Детство-Пресс 1998

6. Куприянова Л.Л.    Русский фольклор    

С-Петербург 2008

7. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа                                    

Паритет  2007                                                                             

8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.   Воспитание ребёнка в русских традициях          ОЛМА-ПРЕСС  2009

9. Терещенко А.В.      Быт  русского народа                                                                       Русская книга  2010

10.Тихонова М.В.     Традиции русского  дома          

ОЛМА-ПРЕСС   2010

11. Шангина И.И.         Русский    народ          

С-Петербург  2007