Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 924 «Развитие математических способностей и логического мышления дошкольного возраста»

Опубликовано 21.06.2016

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п.Дергачи

 

РМО воспитателей

Тема педагогического опыта:

«Развитие математических способностей и логического мышления дошкольного возраста»

Балдина Лидия Владимировна

воспитатель высшей категории

 

 Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени- дошкольному образованию.  Проблема  в целенаправленном формировании творческих способностей, развития логического мышления.  Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

    Дошкольный возраст уникален, ибо качество форсированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Меня заинтересовало направление работы с детьми создание предпосылок математического развития малышей.

Цель данного направления :

- развитие предпосылок логического и творческого мышления.

Данное направление относится к образовательной области «Познавательное развитие»

Образовательная область

               Цель

Основные виды деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач, создание условий для построения ребенком целостной образно-смысловой картины мира, формирование начал самопознания

Игра, проектная деятельность, обучение на непосредственно образовательной деятельности; в совместной и самостоятельной деятельности с детьми;

 

Задачи:

  • Развитие творческого воображения дошкольников.
  • Развитие и поддержание у детей познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций
  • Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в разные  формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

Все эти направления объединяет идея развития творческого воображения ребенка средствами разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной и др.

Технология  по которой я работаю соответствует принципам ФГОС ДО

1. Принцип развивающего образования

2. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

 3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

   4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

5. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    Многие математические понятия объясняю посредством специально разработанных математических сказок, во время прослушивания которых дети проводят различные исследования и преобразования с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный математический образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объемных геометрических фигур.

 Учитывая тот факт, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, подобрала  серию дидактических игр, которые я использую в процессе образовательной деятельности детей.

 Провожу индивидуальную работу, используя тетради на печатной основе.

Чтобы реализовать инновационную технологию в группе я создала условия для развития у детей творческих способностей, где используются все виды детской деятельности. Оформила уголок развивающих игр, где находятся дидактические, настольно-печатные, лего конструкторы.

Имеются крупный строительный материал, конструкторы для напольных игр.

 Оформила уголок по изобразительной деятельности для свободного творчества детей, где имеется разнообразный художественный материал, уголок театрализации, который используем . при закреплении математических сказок.

В образовательной работе с детьми я применяю дидактические игры, они развивают логическое мышление, воображение, конструктивные навыки, закрепление знания цвета и счета. Это такие игры, как «Найди свой домик», «Подбери по цвету», «Собери разрезную картинку»

Я использую различные подручные средства, цветные прищепки, косточки от счет, разноцветные шнурки, и др.

Психологи доказали, что воображение является основой будущего мышления. Это значит, что если у ребенка плохо развито воображение, то у него плохо развито мышление. Одним из вариантов развития воображения является умение по части видеть целое.

Именно этот вид воображения является предпосылкой к развитию геометрического воображения, а значит,  способствует и развитию предпосылок математического мышления. Дети учатся соотносить предметы по форме и величине. Подбирая и соединяя правильно части, ребенок тренирует свое внимание. Таким образом, происходит развитие мышления ребенка.

   Важны и полезны  игры – головоломки такие как «Головоломка Пифагора», «листик», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Уникуб», пособие палочки Кюизенера.

Чтобы из частей соединить целое, необходимо прежде ВООБРАЗИТЬ это целое. Во время игры части – детали необходимо перемещать в пространстве. Чтобы правильно соединить части целого, необходимо логически их связать.

   Используя игру – пособие «Палочки Кюнзенера», дети решают нестандартные задачи на развитие воображения.  Дети выкладывают из геометрических фигур дом, собаку, человека.

    Наиболее эффективному усвоению пройденного материала способствуют авторские красочные тетради с развивающими заданиями, предложенными в игровой форме,  представляющие собой индивидуальный метод работы в свободное от основных занятий время.

    Во время НОД я использую дидактические игры  двигательного характера

 Играя в игру «Рассели фигуры в свои домики». Дети учатся группировать фигуры по заданному одному признаку Для этой игры  использую дидактическое пособие блоки Дьенеша.

 Играя в игру «Домино», детям следует соединить не два одинаковых изображения, как в обычном домино, а схожие по заданному признаку, например, только по цвету, учитывая форму и величину, или одновременно по двум признакам. Крупный размер карточек, позволяет выкладывать их на полу.

     Для снятия напряжения и повышения концентрации внимания провожу физкультминутки по схематичным рисункам

 Многие математические понятия усваиваются через двигательные образы.

Например, дети изображают геометрические фигуры: круг, треугольник, угол.

 Еще одной способностью методики является применение принципа двигательной активности на занятиях.

Двигательные упражнения помогают лучше воспринимать и усваивать материал.

 Например,  чтобы лучше обучить детей решать задания с лабиринтами, прежде чем решать их на бумаге, я предлагаю пройти по веревочке.

Результаты своей работы с детьми я увидела по итогам диагностического обследования, в начале, и в конце года. (приложение№4)

Я считаю, что правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Поэтому данный блок занятий невозможно заменить каким-либо другим. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.

Комплекс развивающих игр, который я представила вашему вниманию, направлен на развитие у детей творческих и умственных способностей. Он поможет в работе всех воспитателей стимулировать познавательные интересы детей, окажет положительное влияние на уровень развития логического мышления.