Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 662 "Развитие связной речи через систему словарной работы"

Опубликовано 20.03.2016

 Бодрова Светлана Станиславовна

ГБОУ Школа №830 СП "Росток" Г.Москва

   Развитие связной речи детей через систему словарной работы

Прежде чем говорить о путях развития связной речи, следует остановиться на работе воспитателя по обогащению и активизации словаря.

В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее:

- отбор необходимого словарного материала

- правильность собственной речи

- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя те слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом, а затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на то, что слово это является для них новым .  Во время проведение занятия , воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается поставить вопросы, чтобы ответы детей на них требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова , которые дети узнали на занятии, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно  пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Введение слова в активную речь требует знание специфики его употребления, и воспитатель должен помочь детям в этом. Например, дети средней группы понимали слова «разноцветный», «пестрый», но не употребляли их. Они говорили: « Петух всех цветов», «Собака украшена разными цветами». Воспитатель решил ввести эти слова в активную речь детей, но сделал это , не объяснив особенности их употребления ( пестрый –лучше сказать о животном, птице, разноцветный- о небе, поле, радуге). Небрежность воспитателя привела к тому, что дети стали говорить: «Пестрое небо, разноцветная собака».

Вводя новое слово, воспитатель должен сразу приучить детей к точному, творческому его использованию. Начиная со средней группы,  детям можно  давать специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения являются главной целью.

Задания постепенно усложняются:  подбор к существительному прилагательных и глаголов,  синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и другие.  Так,  в процессе проведения одного из видов лексических упражнений, внимание детей и их активность направляются на подбор определений, указывающих на признаки предмета или явления в связи с определенной ситуацией, причиной их вызывающей. Например: « О чем может сказать «дождливая?», - спрашивает воспитатель.  « О погоде», - догадываются дети. « А какая еще может быть погода?»,- предлагает воспитатель следующий вопрос. Дети подбирают определения: «Плохая, пасмурная, солнечная, ясная, осенняя и так далее». Таким же образом идет подбор определений к словам: осень, зима,, день, лето и другие. Уточняя высказывания детей, воспитатель следит в то же время за грамматической правильностью их в речи-  за согласованием прилагательных с родом существительного и наоборот. Руководя работой, воспитатель стремится не только к обогащению словаря детей, но и к его закреплению, к его активизации, полученного детьми языкового материала в самостоятельной  речевой деятельности. Указанные упражнения помогают детям выбрать точные слова для характеристики предмета или явления природы, правильно использовать грамматические формы при построения фразы.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основам развития связной речи, состоящего из правильных предложений. Исходя из единства формы и содержания предложения как грамматической категории, российские лингвисты определяют предложение как слово или группу слов, выражающих относительно законченную мысль и грамматически оформленных. Для развития связной речи очень важно уметь составлять предложения разных типов.

Продолжительная оценка воспитателем самостоятельного речевого решения ребенка дает ему уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его умственное развитие.

 

                           Список использованной литературы

1.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008.

2. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010.

3.Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006.

4.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009.

5.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008

6..Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010.

7.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011.