Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 823 Содержание художественного ручного труда дошкольников

Опубликовано 11.05.2016

Родионова Татьяна Александровна

воспитатель первой квалификационной категории,

ГБОУ СОШ № 10 СП "Детский сад "Березка", г.о.Чапаевск Самарская область

Содержание художественного ручного труда дошкольников

Содержание художественного ручного труда дошкольников, согласно Т.С.Комаровой, составляют:

1. Работа с тканью, нитками: декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус, плетение, ткачество; изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

2. Работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка;

3. Работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

4. Работа с глиной, тестом, гипсом: создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

5. Работа с бросовым и искусственным материалом: вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха .

Е.В.Потаповой вместо традиционных занятий для развития художественного творчества предлагается форма творческих проектов, для которых характерно:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Как указывает И.А.Лыкова, особое место в руководстве ручным трудом занимают игровые приёмы – способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

По ее мнению, близость игры и творческой художественной деятельности проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции), эти процессы наиболее легко развиваются в условиях игр. Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской творческой деятельности.

Воздействие игровых приёмов осуществляется:

а) путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. В соответствии с содержанием предложенного мотива детские поделки используются в игровом плане;

б) игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей в творческой художественной деятельности (восприятие изготавливаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.

Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы творческой художественной деятельности, существенным образом перестраивают отношение детей: вызывают интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью – качества, наличие творческого начала в художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к деятельности способствует развитию творчества.

Для развития художественного творчества можно использовать следующие игровые приёмы:

1. Обыгрывание изготавливаемого предмета, игрушек, картин-панорам. Эта игровая ситуация может состоять из имитационных или внеобразных действий (загадывание-угадывание; прятание-поиск и т.п.). Содержание сюжетно-игровых ситуаций может быть основано на литературных сюжетах (инсценировки сказок, потешек и т.п), или впечатлениях от окружающей жизни (инсценировки жизненных сюжетов).

2. Обыгрывание поделки. В зависимости от характера обыгрываемого образа следует различать сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) образом и обыгрывание готового (законченного) образа.

Сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом организует процесс изображения, и потому ряд игровых действий совпадает с изобразительными. По содержанию обыгрываемого изображения (предметное, сюжетное) и по степени его сложности этот приём подразделяется на:

- сюжетное обыгрывание незаконченного изображения-игрушки: незавершенное изображение предмета как бы включается в воображаемый игровой сюжет, развертывающийся по поводу рисунка. В процессе обыгрывания изображение обогащается деталями, совершенствуется. Часть игровых действий при этом реализуется изобразительными средствами (ребёнок "застегивает" пуговицы на шубке изображаемой девочки, "надевает" валенки и т.д.). В тех случаях, когда предметное изображение несложное, одночастное, оно создаётся посредством повторяющегося изобразительно-игрового действия, (игрового упражнения: "скачет" зайка, "капает дождь, "растут" огурцы на грядке и т.п.);

- графическое инсценирование сюжета - прием, состоящий из ряда изобразительно-игровых действий, посредством которых игровой сюжет воплощается изобразительными средствами, то есть развивается непосредственно в рисунке.

Обыгрывание готового изображения осуществляется с помощью игрушек или без них. Игровые действия носят чаще всего имитационный характер, реализуется движением (воспроизводится ритм, траектория), словом (дети как будто "гуляют" по изготовленному в технике аппликации лесу, «собирают грибы и цветы», «отдыхают» на полянке и т.п.). Иногда при обыгрывании готового образа используются действия, которым придается игровой характер (подложили камушек, водоросли «спрятали» от щуки больную рыбку).

Л.В.Куцаковой определены следующие условия успешной организации ручного труда для развития художественного творчества:

-                    насыщенная изобразительными материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда;

-                    свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

-                    создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;

-                    использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;

-                    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;

-                    мотивирование родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного детского ручного труда указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Итак, ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.