Нравственно – патриотическое воспитание
старших дошкольников
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный
Тип проекта: детско – взрослый
ребёнок – субъект проектирования
открытый – в ДОО и за его пределами
Продолжительность проекта: долгосрочный
Автор: СЕРЯЕВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
воспитатель
ГБОУ ООШ №11СП «Детский сад «Лужайка»
Срок реализации проекта: сентябрь - май
г.о. Новокуйбышевск
2014г
«Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!»
Юрий Воронов,
участник блокады Ленинграда
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современной социально – экономической и политической ситуации происходит обновление социальных стереотипов жизни, возрастает значение общечеловеческих ценностей, среди которых гражданственность и патриотизм составляют базис личностной культуры человека.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Актуальность решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается в Концепции модернизации российского образования, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы».
В 2015 г. Наша страна будет отмечать важную и значимую дату отечественной истории – 70-летие Победы в ВО войне. Это поистине великий день, когда мы переживаем «радость со слезами на глазах». Вдумаемся в эти слова известной песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова). Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника, ощущение счастья = горечь слёз, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания.
Почему это происходит?
Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла Великая Победа. МИР – это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять.
МИР = ЖИЗНЬ!
Горечь слёз вызывает ВОЙНА. ВОЙНА – это тревога, слёзы, горе, отчаяние, голод, душевный надрыв и смерть. ВОЙНА – это страшная беда, которая несовместима с жизнью.
ВОЙНА = СМЕРТЬ!
В нашей памяти всегда должно быть место тем страшным, горьким и гордым событиям. Рядом с нами есть те, для кого война стала частью жизни, кто знает о войне не понаслышке. Эти люди – наша живая память о Войне и Победе.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Взрослые не всегда сами искренни в своих эмоциях и чувствах, связанных с ВОв. А передавать другому то, чего сам не чувствуешь, невозможно. Взрослые в первую очередь должны содрогаться при слове «Война». Война развязывается не детьми, а взрослыми. Поэтому формирование у маленьких детей понятий «Война» и «Мир» идёт опосредственным путём: через душу взрослого в душу ребёнка.
Патриотические чувства к родному городу, к родной стране не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности коллектива ДОО избрано патриотическое воспитание детей, в рамках которого организована работа по созданию проекта «Живая память России»
Цель проекта:1.Воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, чувства гордости за славное историческое и боевое прошлое нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия, проявление заботы и внимательного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн, увековечиванию памяти героев военных событий.
2.Воздействовать на взрослых, на основе военной тематики для более глубокого и эмоционального формирования отношения к событиям Великой Отечественной войны у детей дошкольного возраста.
3.Создание мини – музея «Живая память России».
Задачи:1.Формирование у детей образа героя, защитника своего государства.
2.Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
3.Воспитывать любовь и уважение к героям, павшим за Родину.
4.Воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родины.
5.Доказать на конкретных примерах, что покорить Россию невозможно, что не перевелись ещё на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков.
6.Привитие любви к Отечеству и родному краю.
7.Развивать продуктивную деятельность и творчество.
8.Способствовать обогащению эмоциональной сферы, охватываемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
9.Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.
10.Привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
11.Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
12.Показать, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты:
Все мы понимаем, как сложно рассказывать детям о войне. Но это важно и значимо! Без знания, понимания и переживания страниц нашей истории невозможно воспитать патриота и гражданина России! Если ребёнок будет постоянно слышать разговор о войне, замечать переживания взрослых, он сам проникнет их настроениями и чувствами.
Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, расширение представления о защитниках отечества; воспитание интереса и уважения дошкольников к историческому военному прошлому через произведения искусства.
Совместное творчество специалистов, педагогов, воспитанников и их родителей над реализацией проекта не только позволит повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско - патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Этапы работы над проектом
I. Подготовительный этап
Деятельность педагога:
v Рассказать родителям о целях и задачах проекта, убедить их в необходимости помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей.
v Составление перспективного плана по реализации проекта.
v Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей.
v Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
v Оформление выставки работ детей и родителей на военную тематику.
v Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
v Выбрать форму получения информации (экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов и т.д.)
v Определить наиболее интересные темы для детей.
v Разработка нод, сценария досуга, праздника.
v Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
v Выяснить, какие улицы города названы в честь героев ВОВ.
v Изготовление «Подвиги героев ВОВ» - прозрачные файлы в папке.
v Организация самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний об истории страны и её символике, о борьбе русского народа против захватчиков.
Совместная работа родителей и детей:
v Подбор иллюстраций, фотографий, зарисовок.
v Чтение книг, заучивание стихов.
v Выяснить, какие улицы города названы в честь героев ВОВ.
v Изготовление книги «Подвиги земляков в годы ВОВ».
v Оформление альбома: «Достопримечательности г. Новокуйбышевска»
v Прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
II. Практическая деятельность
v Беседы о событиях войны.
Цель: способствовать нравственно - патриотическому воспитанию детей, лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, которая внесла решающий вклад в победу над фашизмом во второй Мировой войне.
v Чтение художественной литературы.
• Рассказы о детях - героях
Цель: отдать дань памяти детям – героям, прививать детям чувства патриотизма и любви к Родине, воспитывать в детях такие качества, как храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.
• Чтение стихотворений по теме.
v НОД
v Сотрудничество с музейно – образовательным центром «Школа – Музей - Культура» Титков И.С, Титкова О.С. (Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Моя Родина - Россия») г. Самара.
v Акция всероссийская «Читаем детям о войне».
v Посещение выставки другими садами, школьниками школы №11.
v Просмотр слайдов по данной теме.
v Просмотр иллюстраций, фотографий, зарисовок.
v Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
v Прослушивание музыкальных произведений на военную тематику.
v Досуговые мероприятий по теме проекта.
v Спортивные развлечения.
v Игры.
v Экскурсия в музей города, библиотеку.
III. Контрольный этап
Педагогическая деятельность с родителями в условиях реализации проекта.
v Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
v Консультации «Как рассказать ребёнку о В О войне 1941 – 1945 годов?», «Эхо прошедшей войны».
v Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.
v Прослушивание музыкальных произведений на военную тематику.
v Привлечение родителей к организации выставки стенгазет, макетов, поделок о войне.
v Участие в выставке совместных рисунков и поделок о войне.
v Поездка с детьми к памятным местам Самарской области, посещение музеев, возложение цветов к Вечному огню.
v Оформление информационного уголка «Солдаты – победители В О войны», «День Победы».
v Выпуск газеты «Эх, война, война ».
v Спортивный праздник и досуг на военную тематику.
v Экскурсия в библиотеку им.А.С. Пушкина – выставка, посвященная 25 летию вывода войск из Афганистана.
v Отзывы родителей в СМИ о проделанной работе.
v Публикация статьи о деятельности музея в газете, на сайте детского сада.
v Приглашать родителей рассказать о своём человеке – участнике боевых действий.
Презентация проекта: Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Вывод:
Совместное творчество специалистов, педагогов, воспитанников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач нравственно – патриотического воспитания.
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объёме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, активизацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы в системе «педагог – ребёнок - родитель».
Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско – патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Целевой творческий практико-ориентированный проект «Живая память России» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы, что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам общеобразовательной программы дошкольного воспитания.
Литература:
1.Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества» - М: ТЦ Сфера, 2005.
2.Т.А.Шорыгина «Беседы о детях – героях В О войны» - М: ТЦ Сфера,2011.
3.Журнал «Дошкольное воспитание» №10/2014.
4.Н.Н.Леонова «Живая память России» - СПб: ООО Издательство «Детство - пресс», 2013.
5.Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2007.
6.Н.В.Микляева «Музей в детском саду» - М: ТЦ Сфера, 2011.
7.А.И.Колобанова «Герои дней воинской славы» - Волгоград: Учитель, 2012.
8.А.П.Казаков «Детям о Великой Победе!» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
9.М.Б.Зацепина «Дни воинской славы» - М: Мозаика – синтез, 2010.