Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 833 Статья "Об улучшении работы развития речи детей дошкольного возраста"

Опубликовано 14.05.2016

«Об улучшении работы развития речи детей дошкольного возраста».

Детский сад МБОУ гимназия «Учебно-воспитательный комплекс №1» воспитатель Франк Татьяна Васильевна.

Коминтерновский район город Воронеж

 

В работе по развитию речи встречаются некоторые недостатки. Воспитатели много говорят сами или работают с активными детьми. Очень часто требуют от детей только полных ответов, хотя нет необходимости. Воспитатели не поощряют спонтанные высказывания детей. Рассматривают их как проявление недисциплинированности, заставляют отвечать на вопросы только стоя, не разрешают обмениваться впечатлениями, репликами, сопровождать речь не запланированную, имитациями или движениями, что подавляет активность детей, ведет к заорганизованности, не способствует заинтересованному доверительному разговору с ребенком. Побуждать его что-то уточнить, высказать свою точку зрения. На занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни однообразные методы и приемы, редко используется аудиозапись. Воспитатели предпочитают больше воздействовать на воображение детей словесно. Ошибкой воспитателя является многократный повтор своих вопросов и ответов детей. Дети к концу дошкольного возраста так и не обучаются работать по словесной инструкции, что обязательно сказывается в школе. Дети привыкают к тому, что после объяснения будут повторения, поэтапные указания, в результате самостоятельная работа детей сводится на нуль.

Особое внимание уделяю занятиям по развитию связной речи – это пересказ, составление рассказов, чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы. Иногда процесс составления дошкольниками рассказа превращается или в индивидуальную беседу педагога с каждым кого он вызвал или совместное творчество. Вот почему для детей является непосильными такие задания, как: опиши игрушку, расскажи про картинки, расскажи, о чем говорит ветка на дереве. У детей нет навыков самостоятельности. Часто воспитатель требует от детей именно такого хода мыслей, как у него, именно того слова или выражения, которое он имел ввиду, но забывает о том, что у ребенка своя логика мышления, свойственна ему. Порой воспитатель нервничает, когда рассуждения ребенка не совпадают с подготовленными образцами, часто открыто проявляет свое недовольствие и ребенок старается избежать такой ситуации, отмалчивается, ожидает наводящих вопросов, чтобы угадать ход мыслей воспитателя.

Например: произведение Баруздина «Главный город». Что видел Димка, когда пролетал над Москвой? Пусть дети все перечислят, что они воображают, выслушать ребенка, принять любой ответ, и если они не ответили именно то, что бы вы хотели от них услышать, то воспитателю остается только добавить, а еще дети, он видел Красную площадь.

Заслуживают серьезного внимания вопросы, с которыми воспитатель обращается к детям.

Задаю детям такие вопросы, как: подумай, опиши, объясни, почему именно так поступил. Не задаю вопросы: как бы ты поступил? Чей рассказ тебе больше понравился?

Большое внимание обращаю на интонационную выразительность речи. Предлагаю детям воспроизводить диалоги. Со старшей группы завожу тетради, где отмечаю, какие звуки дети не произносят. Провожу игры по описанию игрушек и предметов: «Ателье мод», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка автомобилей», «Клиника Айболита».

Каждое занятие использую для совершенствования культуры поведения и речевого общения: учу здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. Побуждаю детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками. Использую в речи выражения: «Будь добр», «Мы рады Вам, тебе», «Добрый день», «Доброе утро».

Учу детей рассуждать: «Я думаю, что», «Я считаю», «Я полагаю», «Я не согласен с тобой», «Я считаю, что Саша ошибся и вот почему», «Наверное можно было сказать еще и о том». Помогаю осваивать умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов на тему, предлагаемую мною, моделирование рассказа, сказки, загадки, придумывание диафильмов, рассказы по «Кляксографии», по пословицам.

В подготовительной группе развиваю умение письменной речи. Стараюсь замечать индивидуальные проявления детей в освоении языка, поддерживаю развитие литературных способностей.

Учу ориентироваться на месте, выполнять графические диктанты, развиваю мелкую моторику рук: штриховка, обводки. Читаем с детьми простые слова. Отгадываем вместе с детьми кроссворды, ребусы.

Для развития речевого творчества детей в группе организую «Детское книгоиздательство»: дети сочиняют сказки, загадки, рассказы, иллюстрируют их своими руками, а я записываю и помогаю оформить книгу. В своих произведениях дети отражают свой личный и литературный опыт, свои знания о природе, социальном мире, отношениях между людьми. В группе создана библиотека, часть которой составляют сочинения самих детей.

Нецелесообразно заканчивать занятие перечислением того, кто плохо занимался, кто хорошо и проявил недисциплинированность.

Проведенное занятие оцениваю по результатам, проанализировав, что и как усвоили дети, удалось ли мне обеспечить атмосферу подлинной заинтересованности и увлеченности процессом деятельности.

Воспитываю у детей культуру общения. Учу детей говорить спокойно, без крика, не перебивать, не раздражаться.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Наша задача помочь ребенку в овладении грамматической структурой речи. Воспитание звуковой культуры речи. Словарная работа. Воспитание, желание и потребность слушать произведения художественной литературы. Рассматривать рисунки, иллюстрации в книгах.