Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 834 "Воспитание любви к природе у дошкольников"

Опубликовано 14.05.2016

Воспитание любви к природе у дошкольников.

воспитатель детского сада МБОУ гимназия «УВК№1»

Коминтерновский район г. Воронеж

Швецова Ольга Митрофановна

 

                                                                                                      

         Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Я считаю, что важная сторона экологического воспитания - это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.                                                                                                                             

         Самостоятельные дела и поступки детей - это уже критерий экологической культуры. Наш детский сад работает по проблеме экологическое воспитание уже более 18 лет, в основе лежит программа «Детство» (Т.И. Бабаевой и др.), также используются  программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом природа», «Мы» Кондратьевой и др. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни животных, желание им помочь. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты, светотени, пейзажи в разное время года и многое другое. При этом взрослый должен понимать, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных неиспорченных, неотправленных, неограниченных условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.                                                                     Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествие в лес, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Экологический калейдоскоп» и т.д.). Для воспитания любви к природе использую самые разнообразные методы и формы работы. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно - ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты  и задачи, видео и аудиозаписи.                                                                                                   

Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь придумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитанию национальной гордости за свою страну, в которой создана цепь природных заповедников и национальных парков, где оберегается первозданность природы, как национальное достояние, а также памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни.  Одним из важнейших условий реализации воспитания любви к природе являются организация предметно - развивающей среды. В групповой комнате размещен уголок - природы, экологическая лаборатория, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотеки, и т.д. В экологической лаборатории дети ставят простейшие опыты, ведут наблюдения. Уголок природы в группе мы называем с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь ребенок наблюдает за растениями, ухаживает.                                                                                                                                                                                                                                                        

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотив поведения. Большую роль в воспитании любви к природе оказывает прогулка. Территория детского сала используется для создания фрагментов природы и культурных ландшафтов. Есть альпийские горки, красивые клумбы, различные деревья и кустарники. Около детского сада есть березовая аллея, участок небольшого естественного луга. На прогулке я веду наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, деревьями и кустарниками. Из познавательных бесед и наблюдений дети узнали о назначении отдельных частей растений. Дети убеждаются в истине, что растения это тоже живой организм: растут, размножаются, реагируют на некоторые внешние воздействия. Также рассматриваем жучков, паучков, бабочек, птиц (воробья, синиц, сороку, голубей). Живая природа состоит из двух частей: растительного и животного мира. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира.                        

Достижения определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особенно обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы: «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Птицы наши друзья», привлекаю родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, посадке растений, изготовление скворечников и кормушек.  Взрослые должны понять, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю оставшуюся жизнь и часто влияют на отношения человека к природе и Родине.                                                                                                                                                                                                        

Хочется верить, что любовь к родной природе поможет нашим воспитанникам жить в гармонии с окружающим миром.