Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 850, № 851, № 852 Экологический КВН для детей подготовительной группы "Наш Дом - Югра"

Опубликовано 20.05.2016

          Экологический КВН  для детей подготовительной группы

                                            «Наш Дом – Югра»

Меленик Резеда Рауфовна - воспитатель,

Петрова Ирина Александровна - воспитатель,

Гайнутдинова Елена Жоресовна - воспитатель.

 МАДОУ Детский сад №44 «Золотой ключик»

г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра.

 

Цели:

- закрепить знания детей о природе Югры, о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Югры;
- формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
- обобщать знания детей о природных сообществах;
 - формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах, называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;
- продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;
 - активизировать словарный запас детей;
- развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
- увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;
 - воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Материалы и оборудование:

- коллажи «Растения, птицы, животные Красной книги Югры»;
- материал для игры «Угадай кто?»;
- фонограмма «Голоса леса»;
- слайды с правилами поведения в лесу;
- призы для награждения детей;
- эмблемы для команд;

- фонограмма хантыйской мелодии;
- 2 кроссворда;
- звукозапись – голоса птиц и зверей;
 - фишки;
- изображения животных Красной книги Югры;
- интерактивная доска;

- презентация «Красная книга Югры»;

-таймер;

- гонг.

Предварительная работа:

- проведение работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение и т.д.);
- заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
- беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в Красную книгу Югры;
- проведение конкурса рекламных плакатов «Не навреди природе»;
- настольные и дидактические игры о природе: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные»; «Растения Красной книги Югры», «Птицы и животные Красной книги Югры»;
- рассматривание энциклопедии «Животные и растения природы нашего края».

Ход:

Вступительная беседа.

1Ведущий:  Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы  нашего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Природа – это  наш большой общий  дом. И каждому в нем должно быть хорошо. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Охранять, беречь Дом  нужно всем нам, сообща, дружно. Поддерживать в нем порядок!

2 Ведущий: Итак, начинаем, дорогие друзья! Наш КВН сегодня называется «Югра– наш общий Дом». (название на слайде презентации).

Сегодня в игре будут участвовать две команды.  Оценивать их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

Представление членов жюри.

1Ведущий: За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.
(ведущий кладет фишки на стол)
Команды прошу занять свои места.

Итак – мы начинаем! Вперед к победе!

1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)

Ведущий спрашивает у детей название их команды
1 команда – «Югорка»(ответ детей хором).
Капитан команды «Югорка»:
наш девиз: «Наш Югорка  молодец! Будет он умнее всех!»             ».
2 команда – «Радуга» (ответ детей хором).
Капитан команды «Радуга»
Наш девиз: Мы не хотим стоять в стороне.
                    Мы – за порядок на нашей Земле!

2 Конкурс «Разминка»

Каждая игра КВН начинается с разминки,  и мы не будем нарушать традицию.

2Ведущий: Начнем с разминки болельщиков.

Вопрос болельщикам обеих команд:

 Назовите самую большую реку округа (Обь)

Назовите столицу Югры (Ханты-Мансийск)

 Как называется книга, в которую записаны редкие, исчезающие растения и животные нашего края? (Красная книга Югры)

Какие рыбы обитают в водоемах округа? (сырок, щука, карась, нельма, окунь, муксун, стерлядь, налим, язь)

Назовите хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей (лиственница)

 

1Ведущий: А теперь вопросы для команд. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы. За две минуты нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри  (гонг).

 

Вопросы для команды «Югорка»:

• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

2 Ведуший:

Вопросы для команды «Радуга»

• Когда картошку дедушка копает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
• Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

 

3 Конкурс (загадки-описания природных сообществ)  использованием интерактивной лоски.

1Ведущий: 1. Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит (ручей)
5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями (болото)
4 Конкурс творческий «Звери и птицы» (живая пантомима)

Игра северных народов

2 Ведущий: Участникам команды предлагают выбрать из предложенных изображений животных тех, которые занесены в Красную книгу Югры. Переняв форму, движения, повадки, звуки и т.п. нужно изобразить животное так точно, чтобы противоположная команда назвала его. Надо ползать, прыгать, «летать»  расти,  пока звучит музыка.

5 Конкурс капитанов:

Приглашаются капитаны обеих команд. Участники КВН приветствуют капитанов.

1Ведущий:

1. Нарисуй отгадку

Капитану команды «Югорка»

 С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые (снежинки)

Капитану команды «Радуга»

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака)

2. Капитану команды «Югорка»

Выбери  и назови несколько растений, занесенных в Красную книгу Югры. Расскажи об одном из них.

Капитану команды «Радуга»

 Выбери и назови несколько животных, занесенных в Красную книгу Югры. Расскажи об одном из них.

Капитану команды «Югорка»

3. «Назови животное, занесенное в Красную книгу Югры»

Вычеркни буквы, которые встречаются 2 раза,  и ты узнаешь название животного.

“Югорка” – олень

“Радуга” – осетр.

 5. Конкурс - «Угадай, чей голосок?»

1 Ведущий: Представители команд, прослушав запись голосов птиц, должны назвать  птиц. Они узнали пение соловья, сороки, кукушки, дятла, воробья, синицы, ворона, совы, снегиря.

 6. Конкурс «Как вести себя в природе»

2 Ведущий: Проводятся инсценировки-малютки на тему:

1 ситуация для команды «Югорка»

Гуляла девочка в лесу ранним летним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла.  Птенчик выпал из гнезда!
-Ведущий – Ваши действия?
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
1Ведущий: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация для команды «Радуга»

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел змею
Ведущий:  Ваши действия?
Дети:  Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

 

7. Конкурс "Экологические знаки".

2Ведущий: Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) - Нельзя портить кору деревьев.
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.
2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
• кожура апельсина – 2 года;
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
• жестяные банки – от 80 до 100 лет;
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

2-ая команда:

1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

 

8. Конкурс «Кроссворд»

1Ведущий по очереди каждой команде загадывает загадки. Отгадайте загадки, а ответы представитель команды запишет в кроссворд, и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.

«Югорка»

1 Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облака)
2 Зимой одевается в белый кафтан,
Весной – в зеленый сарафан,
Летом – в платье цветном,
Осенью ходит в плаще золотом. (Земля)
3 Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).
4 Голубой шатер весь мир накрыл (Небо)
5 Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк поклонится. (Гриб).
6 Рыжая плутовка живет в густом лесу. (Лиса).
о Б л а к о
з Е м л я
а Р б у з
н Е б о
   Гр и б
л И с а
п р и р о д у

«Радуга»

  1. Не ездок, а со шпорами
    Не будильник, а всех будит (петух).
    2. Всю ночь летает - мышей добывает,
    А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).
    3. Летит, пищит, очень тоненько звенит.
    Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
    4. Водяные мастера строят дом без топора.
    Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)
    5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь)
    6. Хвост пушистый, мех золотистый.
    7. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
    Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)

                Петух

              сОва

            коМар

              бОбры

           снеГирь

              лИса

          п р и р о д е
О чем говорит нам это волнующее слово?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, мы, каждый из нас – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Каждая жизнь священна! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

 

Слово жюри:

Председатель жюри: Подведем итоги (уровнять счет в ходе игры). Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на земле нашего Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры.  Природа Югры – наш общий Дом!

 

1Ведущий: Я думаю, что наш КВН не прошел зря а был очень полезным! Вы станете настоящими защитниками природы. Природа Югры – наш общий Дом. Будем его беречь!

И на память о нашей встрече, примите эти маленькие блокноты, где вы сможете записывать и зарисовывать интересные факты, увиденные в природе.