Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 855 Сенсорное развитие детей первой младшей группы

Опубликовано 23.05.2016

 Сенсорное развитие детей первой младшей группы

 

 

воспитатель

Демидова Елена Владимировна

 

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

  Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы мы используем игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

Применяем дидактические игры для развития и понимания формы предметов, цвета  и их эталоны:

-     покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат;

-     предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета;

-     найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы»

Цель:

-развивать представления о цвете и форме;

-отобрать коврики для зайца и лисы;

-правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры:

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, а другой – для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные. Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу зеленого. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички – на красную машину, для зайки - на зеленую.

Вариант игры: предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета, разных цветов.

Используем разнообразные игры и игровые упражнения на величину, например, предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте:

-       покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная);

-       покажи широкую дорожку, синяя дорожка широкая, а красная…(узкая);

-       найди две одинаковые елочки (из трех предложенных).

 

Игра «Большие и маленькие мячики»

Цель:

-     учить различать цвет и величину (большой - маленький);

-     подобрать мячики для кукол по величине;

-     правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры

Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывать, как они подпрыгивают, и ритмично проговаривать:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы - большую и маленькую - и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать мячи куклам. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле - большой мяч, маленькой кукле - маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой же, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета как ее бантик. Воспитатель предлагает успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Игра «Укрась бабочку»

Цель:

- Учить детей группировать по цвету.

 - Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятии много - один, большой - маленький.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребенка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырех. При этом предлагает поочередно то одному то другому малышу выбрать кружки понравившего цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздает им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей.

Игра «Помоги мишутке найти свою тарелку»

Цель:                                                                                                                                      - Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).

Ход игры

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

- Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую)   Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

Игра «Куда мы бросили мяч»

Цель игры:

- Закрепить понятия: «близко», «далеко».

- Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой и маленький мячи)

Ход игры:

Воспитатель берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз она спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко, а какой близко.

Игра «Угадай, где спрятали»

Цель игры:

Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Воспитатель объясняет «Сейчас я спрячу эту игрушку, вы будете ее искать, а я – помогать вам: говорить с какой стороны искать игрушку».

Дети выходят из комнаты, воспитатель в это время прячет игрушку. Дети, входят и останавливаются возле какого- нибудь предмета. Если там игрушки нет воспитатель говорит «Иди вперед, назад». Если ребенок стоит вблизи, где спрятана игрушка, воспитатель говорит, «Ищи справа, слева». Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

      Для развития ориентировки в пространстве используем тело ребенка и опираемся на его практический опыт:

-     покажи правую руку, где ты держишь флажок;

-     подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад;

-     покажи, где у тебя ушки;

-     а где ноги, внизу? А голова, вверху?

-     назови, что находиться впереди (сзади, справа, слева) от тебя;

 

       Изучив теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.

Процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие – это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

В дидактических играх перед детьми ставятся  или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

В общей системе сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.