Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1259 Рабочая программа кружка по вышиванию "Чудеса своими руками"

Опубликовано 16.10.2016
Налимова Наталья Викторовна
МБДОУ "Детский сад №61 "Тополёк"
Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск
воспитатель
Рабочая программа кружка по вышиванию "Чудеса своими руками" 

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда – вышиванию - не найдено. Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка вышивания «Чудеса своими руками» для детей 5-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.


 

Содержание.

1. Пояснительная записка.                                                                                             

4

1.1. Концепция.                                                                                                               

5

1.2. Актуальность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

5

1.3. Новизна.                                                                                                                 

6

1.4. Цель.

6

1.5. Задачи.

6

1.6. Возраст детей.

6

1.7. Продолжительность реализации программы.

6

1.8. Формы и режим занятий.

7

1.9. Ожидаемые результаты.

7

1.10. Педагогическая диагностика

8

1.11.Формы подведения итогов реализации программы.

8

2. Учебно-тематический план

8

3. Краткое описание тем.

11

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

15

3.2. Преемственность.

16

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

16

5. Техническое оснащение занятий.

16

6. Работа с родителями

17

7. Список литературы.

18

 


1.Пояснительная записка

Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

 

В.А. Сухомлинский

В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Общие сведения о кружке

Рабочая  программа кружка «Чудеса своими руками» МБДОУ «Детский сад №61 «Тополёк»  обеспечивает развитие у детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Социальными заказчиками деятельности кружка  являются родители воспитанников.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения  позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

•  Интеллектуальное развитие детей

•  Подготовка к обучению в школе (развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, внимания, память).

   1.1. Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая  деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

        1.2. Актуальность кружка

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

 Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.  Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

1.3.Педагогическая целесообразность - новизна

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда - вышиванию не найдено. Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка вышивания «Чудеса своими руками» для детей 5-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.

 1.4. Цели и задачи кружка «Чудеса своими руками»

Цель. 

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием. Развитие  художественно-эстетического творчества. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 

1.5. Задачи.

 ОбучающаяУчить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

ВоспитательнаяФормировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

 

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 

  1.7. Продолжительность реализации программы- 2года.

             Предусматривается 2 этапа работы:

          1- с детьми 5-6 лет (старшая группа);

          2- с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

         При наполняемости группы 12 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 6 человек в один день. В первый день занимается подгруппа из 6  детей и во второй день - другая подгруппа из 6 детей.

        Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

      

1.8. Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий с каждой мини- группой - не более20 минут в старшей группе, 25 минут в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини- группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики и физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. 

 

1.9   Предполагаемый результат:

         К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

 

1.10. Педагогическая диагностика.

Мониторинг развития  у детей форсированности логического мышления  проводится 1раз в год  (май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»

 

1.11. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

 

2. Учебно – тематический план для детей старшей группы (5- 6 лет).

 

              Тема

             Количество часов

 

Всего

10 часов

Теоретических

занятий

Практических

занятий

Выставка работ - готовых вышивок. Вызвать желание овладеть приемами вышивания.

 

 

20мин.

 

 

1 занятие

 

Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места при работе с иголкой.

 

 

20мин.

 

 

1 занятие

 

Упражнение во вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Безопасные действия с иголкой

 

 

20мин.

 

 

 

1 занятие

Шов « вперед иголку». Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий.

 

 

40мин.

 

 

 

2 занятие

Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец- сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания.

 

 

 

20мин.

 

 

 

1 занятие

 

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани, знакомить с правилами работы с пяльцами.

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

1 занятие

Шов « строчка». Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия.

 

 

 

40мин.

 

 

 

 

2 занятие

Вышивание « Снеговик». Шов « строчка». Упражнять в выполнении правильного действия.

 

 

40мин.

 

 

 

2 занятие

Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление « полупомпона». Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работа парами.

 

 

 

40мин.

 

 

 

 

2 занятие

Вышивание салфетки « Подарок маме». Упражнять в действии – шов « строчка».

 

 

 

40мин.

 

 

 

 

2 занятие

салфетки « Подарок маме». Индивидуальный темп деятельности.

 

 

1час 20мин.

 

 

 

 

4 занятие

Завершение вышивания салфетки « Подарок маме». Анализ результатов.

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

1 занятие

Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

 

 

1час

 

 

 

3занятие

Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами - закрепление.

 

 

20мин.

 

 

 

1 занятие

Вышивание салфеток по желанию детей.

 

1час

 

 

3 занятие

 


 

 

3.Краткое описание тем.

 

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

 

2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке , нитке . Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

 

3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

 

4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

 

6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

 

7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами .

 

8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

 

10-13 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

 

14-15 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый  полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

 

16-17 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

 

18-21 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.

 

22 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

 

23-25 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

 

26 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

 

27-30 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

 

2. Учебно- тематический план для детей подготовительной группы (6-7 лет).

п/п

              Тема

             Количество часов

Примечание

 

 

Всего

12ч.30мин.

Теоретических

занятий

Практических

занятий

 

1.

Совместная организация выставки вышивок (работы детей, сотрудников, родителей).

 

 

25мин.

 

1 занятие

 

 

2-3

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в «прокол».

 

50мин.

 

 

2 занятия

 

4-5

Пришивание пуговицы в четыре отверстия.

 

50мин.

 

 

2 занятия

 

6-7

Вышивание «гладью». Использование модели шва «гладью».                        

50мин.

 

 

2 занятия

 

8-9

Вышивание листочка контурной гладью.

50мин.

 

 

2 занятия

 

10-11

Вышивание цветка контурной гладью.

 

50мин.

 

 

2 занятия

 

12-13

Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка.

 

 

50мин.

 

 

2 занятия

 

14-15

Перевод рисунка на ткань.

50мин.

 

 

2 занятия

 

16-17

Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

 

50мин.

 

 

2 занятия

 

18-21

Вышивание салфетки « Подарок маме».

1час 40мин.

 

4 занятия

 

22

Украшение салфетки бахромой.

25мин.

 

1 занятие

 

23-25

Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

 

1час 15мин.

 

 

3 занятия

 

26-28

Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: « строчка», « гладь», использование мережки, бахромы.

 

 

1час 15мин.

 

 

3 занятия

 

29

Подготовка выставки работ вместе с детьми.

25мин.

 

1 занятие

 

 

30

День презентации  детских работ

25мин.

1 занятие

 

 

 

3.Краткое описание тем

 

1 занятие. Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.

 

2-3 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

 

4-5 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

 

6-7 занятие. Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному.

 

8-9 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

 

10-11 занятие. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

 

12-13 занятие. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

 

14-15 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

 

16-17 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

 

18-21 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).

 

22 занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

 

23-25 занятие. Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

 

26-28 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: “строчка”, “гладь”, использование мережки, бахромы. Осуществление своего замысла. Использование пооперационных карт.

 

29 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

 

30 занятие. День презентации детских работ родителям.

 

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка вышивания “Чудеса своими руками” основана на нормативных документах, в том числе:

- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд.,испр. и доп.

В приложении 2 указывается:

“Из 2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.

Из 2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие различным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.

Из 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда”. [7].

В разделе 5.3. Самообслуживание и детский труд программы “Детство” рекомендуется:

“Задача педагога – помочь ребенку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности,… осознать свои способности, найти наиболее значительный для него вид трудовой деятельности…, где проявятся неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.

 

3.2 Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал

4. Приемы и методы организации  учебно – воспитательного процесса 

          Формы организации детей

¾   Индивидуальные

¾   Подгрупповые

¾   Групповые

      Формы работы с детьми

¾   Игра

¾   Ситуативный разговор

¾   Беседа

¾   Рассказ

¾   Чтение

¾   Интегративная деятельность

¾   Проблемная ситуация

      Методы работы с детьми

¾     Словесные.

¾     Наглядные.

¾     Практические.

 

4.  Техническое оснащение:

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

7.Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

5. Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

 

 

6. Список литературы.

  1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.- М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
  2. Золотарева,А.,Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников  [ Текст]/А.Золотарева, М.Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с.76-83
  3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Россйское пдагогическое общество, 1997
  4. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
  5. Новикова,И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования  [Текст] / О.А.Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
  7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.-с.34-37