Сырицына Александра Васильевна
МБДОУ №79 "Мальчиш-Кибальчиш"
г.Северодвинск, Архангельской обл.
воспитатель
Занятие по развитию речи с элементами логоритмики: "Лесные жители"
(старшая группа ОНР)
Цели :Закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы.Объяснить, что в природе всё взаимосвязано, в ней нет " лишних" или " вредных" животных.
Расширять и активизировать словарь по данной теме. Развивать выразительность речи ,зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику и координацию речи с движениями,артикуляционный аппарат,речевое дыхание.
Закреплять навыки счёта в пределах 10.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:уметь поддерживать беседу о животных и их детёнышах,с интересом отгадывать загадки,высказывать свою точку зрения. Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ : карточки с загадками в конвертах, игрушки(домашние и дикие животные),шишки,грецкие орехи,карточки - описания ,горшочек с мёдом,бубен,ёлочка - игрушка, трафареты для штриховки.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1.Организационный момент.
Ребята!Нам пришло письмо (читаю).
"Дорогие дети! Мы,звери,приготовили для вас сюрприз - сундучок с кладом.Чтобы отыскать клад,вам надо пройти испытание: отгадать загадки и сделать задания на волшебных листах.Желаем удачи!
Лесные жители. "
2. Беседа.
А,кто такие лесные жители ?Почему животных называют дикими? Назовите диких животных.Где живут дикие животные? А есть ли среди них полезные и вредные?
(Объяснить,что в природе всё взаимосвязано, в ней нет "лишних " или "вредных" животных ).
3.Первое задание :
Зашифрованное послание.На карточках - описаниях зашифрована весточка от какого - то животного.Нужно внимательно посмотреть и догадаться ,кто её послал.
4.Второе задание:
Загадка про лису:Рыжая плутовка.Хитрая,ловкая.
Хвост пушистый.Мех золотистый.
В лесу живёт.В деревне кур крадёт. (лиса ).
Гимнастика для глаз: чтобы наши глаза были такие же зоркие,как у лисички.
5.Третье задание: Загадка про белку.
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки ,
Скачут по лесу стрелой . ( белка ).
Что с высоких толстых сосен,
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты , через пенёк,
Промелькнул,как огонёк?
А нашим ребятишкам белочка орешки подбросила. Давайте с ними пальчиковую гимнастику сделаем.
Пальчиковая гимнастика с грецкими орешками.
Сидит белка на тележке.
Продаёт она орешки.
Заиньке усатому,
Мишке косолапому,
Серому волчонку
Колючему ежонку.
6) Четвёртое задание: Загадка про медведя.
Кто пчелиный любит мёд?
Лапу кто зимой сосёт? (медведь )
Почему его так назвали ? Мед - ведь . Ведает, где мёд находится . Ведает - значит знает .Сейчас и мы с вами мёд найдём . ( Встаём,находим мёд под " деревом " ) .
Упражнение " Приятный запах " .
Подходим к горшочку с мёдом , нюхаем ,на выдохе произносим :" Хорошо! Вкусно !" (Руки на животе ).Наелись медвежата , стали с мамой- медведицей играть .
Игра на координацию речи с движениями "Медвежата ".
7. Ребята! У медведицы родились медвежата , а у других зверей - кто? Давайте поиграем.
Игра с мячом " Кто у кого родился ? " .
У волка - волчата .
У лисы - лисята.
У ежа - ежата.
У зайца - зайчата .
У белки - бельчата.
У лося - лосята.
8. Пятое задание :Загадка про ежа .Подходим к столу. На столе еловые шишки и подносы . Весь в колючках,ворчит, как злючка.
чуть испугается ,в клубок свивается.( ёж ).
Ёжик нам шишки принёс на своих колючках,чтобы мы посчитали ,сколько пар сапожек он купил на базаре.
" Сосчитай "
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки по ножке - себе ,
Поменьше немножко - жене ,
С пряжками - сыну ,
С застёжками - дочке .
И всё уложил в мешочке . ( четыре пары ).
9. Пока мы считали, все очень устали .Сделаем массаж лица .
Массаж лица "Ёж ".
Жа -жа - жа - мы нашли в лесу ежа.
Жу - жу - жу - подошли мы к ежу .
Ужа - ужа - ужа - впереди большая лужа .
Жок - жок - жок - надень ёжик сапожок .
10. Шестое задание .На листе .Читаем . У всех есть свой дом .Надо помочь животным найти своё жилище . Домашние и дикие животные оказались на одной полянке, заблудились. Помогите им добраться до дому .( домашних животных отвести за заборчик ,к домику хозяина. Диких животных - в лес, к ёлочке .(настольный театр ).
11.Седьмой листок переворачиваем , а там нарисованы музыкальные инструменты.Что бы это значило?А где наш клад,как вы думаете?(ищем и находим клад в музыкальном уголке.Это сундучок В нём игра "дикие животные",раскраски о животных,энциклопедия.)
Итог занятия : мы выполнили все задания и нашли клад.Вам понравилось? Вы узнали что-то новенькое ?Молодцы! А из этих книг вы узнаете о животных ещё больше .