Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1318 Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Дикие животные».

Опубликовано 24.10.2016

Забелина Людмила Вячеславовна

воспитатель

МДОУ "Детский сад №19"
город Ярославль

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы

Тема: «Дикие животные»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: закрепление представлений о диких животных

1. Образовательные задачи:

упражнять в подборе прилагательных к существительному;

упражнять в подборе рифм;

совершенствовать грамматический строй речи;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

2. Развивающие задачи:

развивать связную речь, память, внимание, мышление детей.

3. Воспитательные задачи:

формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Вид занятия: интегрированное, поскольку все поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности при ассоциативных связях между ними.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы и приёмы обучения:

словесные: художественное слово, загадки, речевой образец, повторное проговаривание, рифмы, оценка детской речи, объяснение;

наглядные: демонстрация слайдов «Животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка) ;

практические: дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением животных, кроссворд, диапроектор, слайды «Дикие животные».

Предварительная работа:

 

чтение произведений Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Умное эхо», «Чей хвост», «Четвёртый лишний».

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

 Организационный момент

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что при встрече принято здороваться. Какие приветствия вам знакомы? (Говорят «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают руки. Или произносят «Здорово! ». Можно помахать рукой.)

Воспитатель. А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные? ( Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела.)

Воспитатель. Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся»

 Вводная часть

Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла на работу и обнаружила у себя на столе вот этот кроссворд. Кто же мог его принести? Ребята, а что такое кроссворд, что в нём обычно содержится? (Вопросы. На них нужно ответить и вписать слово.)

Основная часть

Воспитатель. Правильно. Разгадав наш кроссворд, мы отгадаем ключевое слово и узнаем, кто нам его прислал. Слушайте первое задание-загадку:

Шишек любит семена,

Очень шустрая она-

И не крупна, и не мелка,

С мехом тёплым скачет...( Белка.)

Воспитатель. По каким словам вы определили, что это белка? (Любит семена, шустрая, с теплым мехом, скачет)

(Показ слайда)

Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А белка нам принесла задание. Посмотрите, в конверте - там картинки.

Воспитатель случайно роняет на стол разрезные картинки животных.

Воспитатель. Какая же я неуклюжая. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Дидактическая игра «Чья часть? »

Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено: медвежий нос, медвежья лапа, медвежьи уши, медвежья голова, волчий хвост и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Правильно справились с таким трудным заданием. Слушайте вторую загадку кроссворда:

За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник - ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами — щёлк,

Это страшный, серый…. (Волк.)

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку? (Хищник, рыщет, добычу ищет,  зубами щёлк, страшный)

Воспитатель показывает слайд-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А вот и задание от волка.

Дидактическая игра «Сложи животное из частей»

Дети берут части и группами составляют целую картинку.

Воспитатель. Какое животное у вас получилось? (Волк, медведь, лиса, заяц, белка.)

Воспитатель. Все справились с заданием волка. Замечательно. Попробуем отгадать третью загадку кроссворда.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Дети. Заяц.

Воспитатель. По каким словам вы определили, что это заяц? (Хвост короче уха, мчится)

Воспитатель показывает слайд-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. И от зайца, ребята, нам есть задание.

Физкультминутка.

Как-то раз лесной тропой….. дети идут по кругу

Звери шли на водопой……...дети идут по кругу

За мамой лосихой топал…… (лосёнок)……., идут, громко топая

За мамой лисицей крался……( лисёнок), ……крадутся на носочках

За мамой ежихой катился ….. (ежонок) ,…… двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл……. (медвежонок),……. идут вперевалочку

За мамой белкой скакали … (бельчата), …………двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые… (зайчата),……….. продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…( волчат), крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят……….. руки на колени, выполняют движения.

Воспитатель. Предлагаю вам четвёртую загадку кроссворда.

Любит он малину, мёд

Человека страх берёт,

Если станет он реветь,

Потому что он – (медведь).

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку? (Любит малину и мёд, станет реветь)

Воспитатель. А вот и задание от медведя.

Воспитатель. Ребята, перед вами собранные картинки животного. Расскажите про это животное. Какое оно? (Медведь: бурый, сильный, выносливый, травоядный и т. д; волк: хищный, быстрый, ловкий, серый, выносливый и т. д; белка: маленькая, проворная, шустрая, пушистая и т. д. ; заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький и т. д; лиса: рыжая, хитрая, длиннохвостая, пушистая и т. д.)

Воспитатель. Ребята, составьте слово из двух слов: большие лапы (большелапый, толстые пятки (толстопятый, длинная шерсть (длинношёрстный, длинный хвост (длиннохвостый, длинные ноги (длинноногий, острые глаза (остроглазая) и др.

Воспитатель. Вот и последняя загадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...

Дети. Лиса.

Воспитатель. По каким словам догадались? (Хитрая, рыжая, хвост пушистый)

Показ слайда. Ребёнок записывает последнее слово в кроссворд.

Воспитатель. Слушайте задание от лисы.

Надо придумать лимерики про зверей.

Жил-был…..

Был он…..

Делал то-то…

С тем-то и так-то…..

Вот такой кто-то…

V. Заключительная часть

Воспитатель. Мы с вами справились со всеми заданиями. И теперь можем узнать, кто же нам прислал кроссворд.

Дети читают ключевое слово «ЗВЕРИ».

Воспитатель. Ну, как, ребята, понравилось вам разгадывать кроссворд? А что еще понравилось? Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали. А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями.  (До свидания, приходите к нам еще в гости).