Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1324 "Детство как объект здоровьесберегающих технологий"

Опубликовано 24.10.2016

Детство как объект здоровьесберегающих технологий
 
Белокопытова И. Е., воспитатель
МАДОУ детский сад №21 г. Губкин

 Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были  и остаются первостепенной задачей детских садов. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Рассматривая проблему  здоровьесберегающей  системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая  система в условиях дошкольного учреждения - одно из условий обеспечения качества дошкольного образования.

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.

Факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании.

Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

Формирование двигательных умений и навыков.

Развитие основных двигательных качеств.

Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

Воспитание воли, смелости, дисциплины.

Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Рассматривая проблему здоровьесберегающей системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения -одно из условий обеспечения качества дошкольного образования.

В своей работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  • утреннюю гимнастику;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительную гимнастику после дневного сна;
  • ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
  • закаливание;
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
  • оздоровительные досуги или развлечения.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», игры с лазанием: «Колдунчики», и очень много других игр.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую дорожки  здоровья  для профилактики плоскостопия, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы

        Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Большую роль отвожу родителям в участии и организации активного отдыха. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.

Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

                                       Литература

1.Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» – М, 1993 г.

2.Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»

3.Лобынько Л.В.. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мн.: Зорныверасень, 2006.

4. Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», – М. , 2000 г.

5.Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.

6. Шишкина В.А.   В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов,
обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мн.: – Зорны
верасень, 2006.