Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1327 Учебно-методическое пособие "Платковые куклы"

Опубликовано 25.10.2016

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»

 

 

Учебно-методическое пособие

 

«Платковые куклы»

СКАЧАТЬ

   

Воспитатель: Тарарина Ирина Николаевна

 

 

город Ессентуки, 2016 год

Учебно-методическое пособие «Платковые куклы»

Пояснительная записка

В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т.е. способности к творчеству. При воспитании данных качеств педагоги используют разнообразные виды кукол: варежковые, перчаточные, марионетки, штоковые, куклы для двоих и т.д. Существует даже специализированная программа М.И. Родиной «Кукляндия». Однако она предлагается только в виде курсов повышения квалификации в Москве и детально не прописана. Возникает противоречие: с одной стороны, признание педагогической наукой значение театра и различных видов кукол в речевом, эмоциональном и творческом развитии ребенка, а с другой – явная недостаточность использования театрального искусства и кукольного разнообразия в жизни детей.

Опираясь на положение Л.С. Выготского о том, что в игре всё может быть всем, авторы статьи решили использовать платковых кукол, которые стали постоянным персонажем театрально-игровой деятельности. Они отражают определенные образы, могут быть использованы в танцевальной, песенной, речевой, речевой, изобразительной, театральной деятельности. Педагоги выступают инициаторами использования платковых кукол, стимулируют активность и творчество детей в создании эскизов, речевых и танцевальных образов, музыкально-театральных этюдов, на праздниках и развлечениях, в культурно-досуговой деятельности, на интегрированных занятиях (развитие речи, грамоты, пластики, творчества и т.д.)

          Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р.Б. Стеркина), которое строится на принципах партнерства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребенком. Платковая кукла в руках педагога может вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребенка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, соперничество, взаимопомощь и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т.д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

 

 

Освоение платковых кукол.

На 1 этапе дети знакомятся с куклой – бабочкой, одетой на руки педагога.

На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх – вниз, как крылья бабочки.

На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».

 

Цель: Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.

Задачи:

• стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;

• формировать художественное видение в различных видах деятельности;

• создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;

• разнообразить методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие»: движения, имитирующее движения различных персонажей. Развитие моторики рук и пальцев.

«Социально-коммуникативное развитие»: имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность. Общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря. Воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам, мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)

«Художественно-эстетическое развитие»: тексты литературных произведений, к которым используются куклы. Разучивание танцевальных движений куколиспользование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).

В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности: музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

Во всех перечисленных видах деятельности используется всё кукольное разнообразие: куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

Теперь наши платковые куклы неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребёнка - дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления.

Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

использование куклы на прогулке, экскурсии.

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

 

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.