Хлопенко Валентина Владимировна
МАДОУ №41 "Ветерок", г. Домодедово
воспитатель 1 квалификационной категории
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы.
Путешествие в страну царицы Математики.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчеств, социализация.
Цель: Обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Описание: данный материал будет полезен работникам дошкольного образования старших, подготовительных групп.
Задачи:
Образовательные: Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10, называть соседей числа, предыдущее и последующее число, какое число больше названного на 1 и меньше.
Закрепить знание последовательности дней недели, частей суток, времен года.
Продолжать учить решать простые задачи на сложение и вычитание, при решении задач, продолжать пользоваться знаками действий и цифрами.
Решать примеры на сложение и вычитание при помощи наглядного материала.
Продолжать учить строить маршрут по карте.
Продолжать учить при помощи знаков определять какое число больше, какое меньше.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать выдержку, умение выслушать товарища, желание оказать помощь.
Материал: конверт с письмом, цифры до 10, карточки с решением задач: 5+1=6 , 2+1+1=4, 4-2=2.
Карта с маршрутом, цветок ромашка с примерами, бабочка с ответами, карточки с цифрами и знаки: больше, меньше, равно.
Предварительная работа: Игра «Назови соседей», «Больше меньше», «Дни недели», «Четвертый лишний», решение задач, отгадывание загадок, работа по карте.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Я вам его прочитаю: «Дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. В математическое царство забрался двоечник – хулиган. Он сотворил ужасные вещи: сломал геометрические фигуры, не знает цифр, не умет считать, решил задачи с ошибками. Всё нарушилось в моём царстве – государстве. Жители страны математики напуганы ,им некому помочь кроме вас. Я знаю, что вы поможете и сделаете правильно все задания. Это могут сделать только умные, смелые, внимательные ребята».
- Ну, что же, поможем Царице математике и выполним задания.
1 задание. Игра на внимание!
В понедельник я купался
А во вторник рисовал
В среду долго умывался
А в четверг в футбол играл
В пятницу я бегал, прыгал
Очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
-Что делал мальчик в понедельник?
-Во вторник?
-В среду?
-В четверг?
-В пятницу?
-В субботу и воскресенье?
Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.
А теперь давайте вспомним:
-Сколько дней в недели? Сколько рабочих дней? Сколько выходных?
-Сколько времен года? Какое сейчас время года?
-Назовите части суток?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и мы можем переходить ко второму.
2 задание.
У группы детей на столе лежат цифры от 1 до 10. Воспитатель предлагает выйти тому, у кого цифра 5 и стать посередине ковра перед столами, за которыми сидят дети. Справа от ребёнка становятся те, у кого цифры
меньше 5, а слева у кого цифры больше 5.
Правильно, молодцы! Дети строят числовой ряд от 1 до 10. А теперь передайте цифры другим детям и они построят числовой ряд от 10 до 1.
Дети вы справились с этим заданием!
3 задание.
-Назовите соседей числа 4, 6, 7.
-Назовите предыдущее число числа 5, 7 , 9.
-Назовите последующее число числа 3,6,8.
Воспитатель по очереди вызывает детей и они отвечают на вопросы.
Далее дети с цифрами садятся на места. Воспитатель говорит:
- Я задумала число, оно меньше 5 на 1.
Какое число я задумала?
-Я задумала число, оно больше 3 на 1.
Какое число я задумала?
-Я задумала число, оно больше 7 на 1.
Какое число я задумала? Молодцы и с этим заданием вы справились!
4 задание.
А сейчас нам нужно решить задачи.
-Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
1.Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных
И одно с кислинкой, сколько их? 6.
-Как вы узнали? 5+ 1= 6. Иди, Артемий, к доске и найди карточку с правильным решением. Ребенок показывает карточку 5+1=6.
2.На большом диване в ряд куклы Танины сидят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чипполино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки? 4.
-Как вы решили? 2+ 1+ 1= 4. Иди, Аня, к доске и выбери карточку с правильным решением. Ребёнок показывает карточку 2+1=1=4.
3.Четыре спелых груши на веточке качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось? 2.
-Как вы узнали? 4-2=2. Иди, Ярослав, к доске и выбери карточку с правильным решением. Ребенок показывает карточку 4-2=2.
Молодцы, ребята, задачи решили правильно.
5 задание.
У нас на доске карта – план, посмотрите внимательно. Нам нужно пройти по маршруту детский сад – школа. Воспитатель вызывает детей по очереди они проходят этот маршрут. Воспитатель говорит детям, что они справились и этим заданием царицы Математики.
А сейчас физкультминутка.
Ветер по лесу летал (взмахи руками вправо- влево)
Ветер листики считал
Вот дубовый, вот кленовый
Вот рябиновый резной (считаем пальчики)
Вот с березки- золотой
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (присели).
6 задание.
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет слова:
-Понедельник, вторник, среда, утро.
-Март, апрель, июнь, ночь.
-Лето, осень, зима, воскресенье.
-Утро, вечер, ночь, день, январь.
Дети называют лишнее слово и объясняют почему?
-Молодцы, ребята и это задание выполнили правильно.
7 задание.
У нас на доске написаны цифры. Такие же цифры и у вас на листочках на столе. Между ними нужно поставить знаки < > = . Воспитатель вызывает по очереди детей к доске , они ставят знаки . Все дети ставят знаки у себя на листочках.
Молодцы! Задание царицы Математики выполнили !
8 задание.
На доске у нас цветок не простой, а с примерами, вы должны решить их и посадить бабочку с ответом. Дети по очереди решают примеры.
2+2=4 4+1=5 3+3=6 6-1=5 4-3=1
Молодцы, ребята, все задания вы выполнили и помогли царице Математики.
Итог занятия.
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли:
1.Вспоминали дни недели, времена года, части суток.
2.Строили числовой ряд от 1 до 10 и обратно, повторяли цифры.
3.Называли соседей числа, предыдущее число и последующее, отгадывали задуманное число.
4.Решали задачи.
5.Строили маршрут по карте.
6.Называли какое слово лишнее.
7.Определяли какое число больше, какое меньше.
8.Решали примеры.
А теперь вас ждёт сладкий сюрприз.