Федоскина Надежда Егоровна
МБДОУ "56, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Воспитатель
Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры.
Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями, поэтому ребенка нужно готовить к правильному взаимодействию с окружающей средой. Ребенок должен иметь определенный уровень информированности.
Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки и культуры.
Выход из экологического кризиса возможен при условии активного внедрения системы непрерывного экологического воспитания и образования, нравственного оздоровления общества. Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание – прежде всего в этом остро нуждается современный человек в обществе.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании.
Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым надо оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно научить детей правильно вести себя в природе, и среди людей.
Где ребенок сможет естественным образом усвоить различные сложные представления о явлениях природы и о закономерностях? Конечно же, в игре – наиболее приятном, радостном и естественном виде детской деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их творчеством, делают более живыми и интересными для детей.
В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывают созданные игрой такие ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.
Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем, дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и др.)
Дидактические экологические игры лучше всего проводить на открытом воздухе, во время прогулок. В процессе таких игр решается несколько задач: и оздоровительная, и обучающая одновременно. Дидактические игры заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать, постоянно находиться в поиске новых путей и решений.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2003
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- Москва «Просвещение». 1991