Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1349 Сообщение из опыта работы "Воспитываем будущего читателя"

Опубликовано 28.10.2016

Савченко Ольга Александровна
МБДОУ №103 "Лесная сказка" города Калуги


   Воспитываем будущего читателя

                      Чтение в годы детства – это,

                                                                                                 Прежде всего, воспитание сердца,

      Прикосновение человеческого благородства

                                                                                 к сокровенным уголкам  детской души.

                                                         В. Сухомлинский

Дошкольный возраст – важный период в социализации   ребёнка. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры. Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие дошкольника. Детская литература имеет большое значение в эмоциональном, эстетическом, познавательном и речевом развитии детей.

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинается с первых лет жизни.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум, книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.

Велика роль книги в дошкольном детстве, но, к сожалению, мы часто слышим фразу: «Дети перестали читать…» Телевизор, компьютер поглощают ребёнка. Отсюда и возникает проблема литературного образования детей, приобщения  их к чтению.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых: он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит является читателем.

К сожалению многие родители относятся к детскому чтению (чтению книг детям и детьми) не так, как этого хотелось бы. Но это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение.

Возникают вопросы: как привить детям любовь к домашнему чтению? Сколько и когда лучше читать? Как найти мотив, чтобы повысить интерес ребёнка к чтению?

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное проведение во всем его богатстве,- процесс долгий и трудный. Первоначально следует ввести маленького человека в книжную культуру, тогда, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества.

Опыт моей работы базируется на основе содержания художественной литературы при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна в том, что в нём рассматривается литературное развитие детей. Я работаю в группе компенсирующей направленности.  Моими воспитанниками являются дети с общим недоразвитием речи. Поэтому ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы  является важным направлением в коррекционной работе. Художественная литература позволяет детям проникнуть в мир чувств героев, вызвать интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к установлению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками. Всё это в свою очередь, даёт возможность развить речевой потенциал ребёнка: умение говорить, делиться впечатлениями, развивать связную речь.

Для себя я поставила цель – создание условий по приобщению детей к книге в процессе литературного чтения. Исходя из цели сформированы следующие задачи:

  • Вызвать у детей интерес к книге;
  • Привить навыки слушать;
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;
  • Научить сочетать слушание с другими видами деятельности.

Одним из условий ФГОС ДО является создание предметно развивающей среды. Мною был организован центр книги с учётом требований образовательной программы. В центре находятся программные произведения, рекомендуемые для свободного чтения, книги по лексическим темам, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги детей. Есть детские журналы, книжки – раскраски, иллюстрационные альбомы, портреты детских писателей. Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. В группе постоянно проводятся выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная: например изучая творчество писателей мы организуем выставки их произведений, а также  по правилам  дорожного движения, о своём городе,  по русским народным  сказкам и т.д.

Приобщая ребёнка к книге, формирую бережное к ней отношение (не рвать, не мять, не загибать листы). В центре имеется мастерская «Книжкин Айболит» дети оказывают «больным» книгам своевременную помощь, подбирая для этого необходимый материал.

В своей работе активно использую метод проектов. Часто организую,  проекты по творчеству детских писателей, где дети знакомятся с биографией писателя, его произведениями. В конце каждого месяца организовываю выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина. Оказаться вместе с героями сказок, помочь им, рассказать о себе позволяет метод ИКТ. Приобщение детей к книге осуществляю в тесном сотрудничестве с библиотекой, где проводятся совместные литературные вечера. В период, когда дети еще в основном являются слушателями, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями. Именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей. Я убедила родителей, что ни одну воспитательную задачу нельзя решить без плодотворного взаимодействия  педагога и родителей. Родители имеют возможность присутствовать на литературных викторинах, тематических занятиях. За круглым столом обсуждаем проблемы литературного образования детей, решаем вопросы организации домашнего чтения. Рассказываю родителям о пользе семейного чтения. Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребёнка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Честность, совестливость уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьёй – всё это ненавязчиво входит в сознание ребёнка  при чтении хороших книг. Книг дома должно быть много. Чтобы сориентировать родителей в книжном мире, в родительский уголок я помещаю перечень рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения.

Книга – это удивительный мир открытий. Приобщая детей к книге, я стараюсь им это показать. Данные диагностики свидетельствуют о положительной динамики развития дошкольников: у детей появился интерес к книге. Они внимательно, заинтересованно слушают, во время драматизации сказок большинство ребят умеют чувствовать и понимать внутреннее состояние героя, передают его в разговоре, рисунках, движении. На вопросы стали отвечать более полными предложениями. Речь стала более выразительнее и эмоциональнее. Детям нравятся книги, они рассматривают иллюстрации, «читают «куклам, рассказывают друзьям.

С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит работать. У наших детей всё ещё впереди надо только работать  над собой, совершенствовать себя, быть приятным собеседником. А мы, воспитатели, поможем им в этом.