Малышева Екатерина Александровна
МБДОУ № 259 "Теремок", г. Красноярск
воспитатель
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»
Вот и пришла осень в наш двор,и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Словно невидимый художник, прошелся кистью и раскрасил деревья в узоры. Сегодня мы с ребятами,отправились на прогулку к осенней березке.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.
Задачи:
Формирование у детей представление о березе. Учить выделять характерные особенности дерева, называть его части. Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: осеннее дерево, ветки, листья, листопад, красивое, зеленые, желтые, толстый, тонкий. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Организация наблюдения.
Выбрать на участке отдельно стоящее красивое дерево, к которому можно подойти с детьми.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к удивительному дереву, а какому мы узнаем из загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Да, все верно это береза. Подвести детей к березе, предложить рассмотреть. Ребята, внимательно рассмотрите осеннюю березу, и скажите, по каким признакам мы можем отличить ее от других деревьев?
-Белый, толстый ствол.
- Белая кора с черными точками.
- Листья желтые, имеют форму треугольника.
- Красивые ветки, словно косички у девушки.
Возьмите в руки по одному листику. Рассмотрите его и скажите :
1 Почему листья пожелтели и опали? (На улице стало холодно, так дерево готовится к зиме).
2 Что мы можем увидеть на листочках? (Сеточка из мелких узоров, по которым идет питание - сок к листьям).
3 С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (Треугольником).
4 Какую пользу приносят листья природе? (Это корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
5 Как называется явление когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).
Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
- корни, удерживают дерево от падения
- ствол, по нему двигаются питательные вещества
- ветки, на них растут листья
- листья, украшение дерева
После беседы с детьми можно провести вот такую игру.
Дид. игра «Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)
Физкультминутка.
"Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Подвижная игра «Листопад».
Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.
Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.
Желаю успехов!