Дашина Наталия Владимировна
МКДОУ БГО Детский сад № 1 комбинированного вида,
Воронежская область, г. Борисоглебск
Сценарий
непосредственно - образовательной деятельности
в средней группе
«Северное сияние».
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей через решение задач:
Область «Познание»
Создание условий для расширения представлений об окружающем мире, совершенствовать умение детей определять цвет, форму и величину, развивать умение сравнивать составлять целое из частей и группировать геометрические фигуры по этим признакам. Расширять знания о транспорте, представления об условиях жизни диких животных (белых медведей). Расширение представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте детей.
Образовательная область «Социализация»
Формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Развивать воображение, положительный эмоциональный отклик на предложение смоделировать явление природы(северное сияние), эстетическое восприятие образных представлений. Формировать умение создавать коллективную работу.
Форма проведения: игра - путешествие
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, геометрические фигуры, мнемодорожки, мультфильм «Умка», игра «Собери картинку», игрушки: медведь большой, медведь маленький, самолет, машина, олень, корабль.
Словарь: северное сияние, север, льдина, белые медведи.
Предшествующая работа: обучение составлению рассказа по мнемодорожкам, моделирование природных явлений, несложных по объему сказок.
Ход непосредственно - образовательной деятельности.
Дети заходят в группу. На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Умка».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, о ком этот мультфильм?
(После демонстрации дети слышат тихий плач)
Воспитатель: Вы слышите какие - необычные звуки?
Дети: Кто-то плачет.
Воспитатель: Давайте поищем, кто же плачет?
(Находят маленького медвежонка).
Воспитатель: Кто это, ребята? Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).
Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти? (ответы детей). Умка, ты, наверное, голодный? Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой? Ребята, давайте посмотрим и выберем , чем питается белый медведь.
(Дети собирают разные картинки и рассказывают, что у них получилось и что из этого можно предложить Умке для угощения).
Умка: Спасибо вам за угощение, но помогите мне найти мою маму.
Воспитатель: Хорошо, Умка, мы тебе поможем, но только ты расскажи, как выглядит твоя мама и где она может находиться.
Умка: Моя мама живет на Севере. Она у меня большая, у нее сильные лапы, короткий хвост, большая морда с большим черным носом, у нее пушистая, густая, белая шерсть. Она питается рыбой и водорослями. Чтобы защитить себя от холода, она делает себе берлогу из снега.
(Дети выкладывают мнемодорожку).
Воспитатель: Очень далеко живет Умкина мама, как же она туда добраться? Как вы думаете? Давайте посмотрим, на чем же можно добраться до Северного полюса.
(Дети выбирают модели транспорта).
Воспитатель: Давайте с вами сядем в самолет и отправимся на Северный полюс.
(Дети рассаживаются, раздается звук летящего самолета)
Разминка:
Самолеты загудели, (вращение перед грудью руками)
Самолеты полетели (руки в стороны)
И на льдину тихо сели (руки на колени, присесть)
Вот и прилетели (встали).
(Дети прилетают на Северный полюс).
Воспитатель: Умка, как здесь темно и ничего не видно. Как же мы найдем твою маму?
Умка: У нас зимой бывает на небе чудо. Мама говорила, что это Северное сияние.
Воспитатель: Да, ребята, Северное сияние существует. Давайте мы с вами посмотрим.
Северное сияние - одно из красивейших природных явлений, но увидеть его не так уж и просто. Оно бывает на Севере в холодное время года. Красивым и необычным небом всегда любуются и взрослые, и дети, и животные. Яркие разводы цветного воздуха, располагаются высоко и мерцают, переливаясь разными цветами. Когда мы смотрим на яркие переливы неба, то видим, как быстро меняется свечение неба и движутся в разные стороны лучи, полосы, зигзаги. Переход цвета из одного в другой всегда неожиданный- только что был зеленый цвет и вдруг он становится голубоватым, красноватым, фиолетовым.
Давайте мы с вами попробуем сделать Северное сияние.
Обратите внимание. Это небо, на котором появится Северное сияние. Я начала его уже делать, а вы помогите его доделать. Посмотрите, я приготовила для вас формы разного цвета. Их нужно расположить так, как обозначено на небе. На, чтобы получилось ка у меня, нужно каждый листочек прикрепить на свое место. Давайте посмотрим, какие фигуры подойдут. (Полотнище поделено на сектора и в каждом секторе расположен определенный алгоритм).
Дети с педагогом рассматривают алгоритмы и приступают к работе.
После выполнения работы полотно с выполненным северным сиянием поднимается вверх и освещается цветовой установкой.
Воспитатель: Вот и зажглось наше Северное сияние. Посмотрите, ребята - как стало светло вокруг. Может быть, и твою маму мы увидим, Умка?
Появляется медведица.
Умка: Мама, я вернулся, я очень соскучился.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Умкой, вернемся в детский сад и посмотрим мультфильм о приключениях Умки. Приглашаю вас занять места в самолете - мы отправляемся в обратный путь!