Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1152 "Модель организации работы в деятельностном режиме с интеллектуально одаренными детьми "

Опубликовано 29.09.2016

Шамгунова Ольга Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Тюменская область, Ханты-Мансиийский автомный округ-Югра

г. Нижневартовск

Воспитатель


"Модель организации работы в деятельностном  режиме с интеллектуально

одаренными детьми "

 

Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

  Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

   Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

   Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.

   В связи с этим мной была разработана и реализуется модель работы с интеллектуально одаренными детьми. Она представляет собой Малую Академию одаренности «Эрудит».

   У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В своей практике применяю следующие  формы работы с одаренными детьми: групповые занятия с одаренными детьми; конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры; работа по индивидуальным планам; экспериментирование; исследовательская  и проектная деятельность.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной одаренностью. Она предполагает активное участие детей,  родителей, педагогов.

Цель программы:создать условия для выявления, поддержки и развития детей с интеллектуальной одаренностью, их самореализации в соответствии со способностями.

Направления работы:
Образовательный блок

  • «Хочу все знать» (цикл познавательных занятий о живой и неживой природе, многообразии  живых организмов, развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера).
  • Экспериментальный блок 
  • «Интересное рядом» (опытно-экспериментальные занятия с водой, песком, воздухом, бумагой, магнитами и мн. Др.)

Исследовательский блок

  • «Очевидное-невероятное» (исследование и проектирование). Анализ, выявление существенных признаков веществ, материалов, предметов, особенности  их  взаимодействия).

Формы работы:

  • Тематические недели:  Математика, окружающий мир, словесность.
  • Интеллектуальные  конкурсы, познавательные викторины
  • Математика в развивающих играх», «Знаток математики», «Я открываю мир», литературные викторины по сказкам и произведениям детских писателей, «Своя игра» и т.д.
  • Интеллектуальные марафоны
  • Малые  интеллектуальные олимпиады

Особенности реализации программы

Программа Малой академии одаренности «Эрудит» реализуется в течение 2 лет  обучения, с октября по апрель – в течение  28 недель.

На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие  приемы обучения.

При планировании и проведении занятий педагог учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматривает приемы, обеспечивающие при индивиду­альном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; регулярно повторяет усвоенный  материал. В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание уде­ляется развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познаватель­ных интересов. При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой де­ятельности.

Содержание занятий

Структура занятия Малой академии.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, демонстрация опыта, игровые ситуации с пособиями Воскобовича, Кюинзера, блоков Дьениша.

Детям предлагается практическая работа, самостоятельное повторение опыта, решение игровой ситуации.  Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Заключительная часть.Составление схем, (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

      Каждое занятие включает:

1. Развитие психофизических способностей, психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения рисовать, придумывать сюжет, импровизировать).

2. Участие детей в развивающих  играх:

игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,  «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки») игры на внимание  («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша») игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка»); игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича(четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,) игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»); игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат».

    Обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т.е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Результатом работы с одаренными детьми в рамках Малой академии одаренности стало:

  • включение всех воспитанников в экспериментально - исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами; 
  • обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т.е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а значит, готовности к обучению в школе;
  • оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
  • результативное участие в Фестивалях проектных и исследовательских работ дошкольников на уровне ОУ и муниципальном уровне. Подготовка призера (2 место) фестиваля проектных и исследовательских работ «Страна Почемучек»  на уровне ДОУ  (Губанова Анна, Савельева Юлиана). Победитель фестиваля «Страна Почемучек» в номинации «Лучший  познавательный проект» на муниципальном уровне (Губанова Анна).

Мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников проводился совместно с педагогом - психологом и показал, что выпускники малой академии «Эрудит»:

I. Умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигают результата и обозначают его с помощью условного символа. По обозначенной цели составляют  алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживают несоответствие цели и действий, корректируют свою деятельность.

II. Совершенствуют  умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводят опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).

III. Развивают  умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).