Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 774 "Компьютерные игры в образовательном пространстве ДОУ"

Опубликовано 24.04.2016

Гурина Эльмира Касымовна

МБДОУ "Детский сад №218" воспитатель

"Компьютерные игры в образовательном пространстве ДОУ"

 

     В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным играм.

     Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

     Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

     Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребёнка.

     Разделяя точку зрения многих исследователей, Ярусова Е.А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

     По мнению автора, этапы занятий с детьми за компьютером включают:

  1.  Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
  2.  Обучающую игру на компьютере.
  3.  Проблемное общение с каждым ребёнком по ходу игры.
  4.  Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
  5. Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

     Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет в дальнейшем обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

     Выделяют особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения:

     - ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать итуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

- ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;

- Должна присутствовать корректная обратная связь ( как результативная, так и консультирующая),  представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;

- ОЭИ должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а так же обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.

     Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

     Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

     Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Сьюзен Хогланд, автор книги «Компьютер и дети: мир открытий», считает, что развивающие программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребёнка, развивают его память и речь. В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

     Выдвигаются требования к работе воспитателя, который использует компьютерные игры:

     - Психологическая готовность дошкольников к  использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребёнка в детском саду, т.е. процесс овладения  элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

     - Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

     - Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные трудности для детей шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или поступили из других дошкольных учреждений.

     - Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разрабатываются  конспекты занятий- игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей.

     - Замечено, что дети лучше справляются с заданием, если работают за компьютером парами. Работа «один на один» является усложнением задания.

     - параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп. И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными  заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

     - Важным моментом, является и то, что компьютерные игры, являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.

     Следует отметить то, что нелепо пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребёнка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребёнка, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными,  понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

     Ролевые игры – это распространённая разновидность компьютерных онлайн забав, которая получила не меньшую популярность, чем иные виды развлечений современных геймеров.

     Эти игры для девочек и для мальчиков предполагают прохождение их уровней или выполнение иных действий в образе не самого себя, а какого-либо другого персонажа или существа, иногда даже не человека. Создатели этих игр говорят о том, что в них каждый желающий может почувствовать себя птицей, рыбой или животным, а также сказочным персонажем или героем фильма или мультфильма. При прохождении играющий наделяется соответствующими способностями того существа, в образе которого он выполняет все действия в процессе прохождения. И думать приходится иначе, поскольку тех умений и способностей, которыми обладает человек, у этих существ может не быть. Поэтому необходимо выполнить все действия, приспосабливаясь к тем условиям, которые создаются в виртуальном мире игры для девочек или для мальчиков по выбору играющего. Многих геймеров в этих игрушках привлекает возможность ощутить себя другим существом, понять, на что оно способно, и насколько он или она могут соответствовать тому или иному образу.

     Специфическая разновидность ролевых квестов или аркад – игры для девочек, основанные на некоторых мультфильмах. В частности, мультфильмы компании Уолта Диснея способствовали появлению таких компьютерных онлайн-развлечений, как , «Какая ты русалка?», «Какая ты принцесса Диснея?» и других. В этих игрушках девочкам предлагается  соотнести свои качества с характерами героинь популярных и любимых мультипликационных шедевров. Существуют и аналогичные  игры для мальчиков онлайн, в которых можно сравнить себя с героями мультсериалов,  фильмов и некоторых  других произведений.

     По своему жанру ролевые игры могут быть разными. Встречаются и квесты, где необходим достаточно творческий подход к прохождению игровых уровней, поиск предметов, решение головоломок и выполнение других подобных заданий, и симуляторы, в которых всё напоминает реальность и требуется анализ ситуации и выбор правильного варианта поведения, и стратегии, где необходимо быстро продумывать различные варианты развития событий и умение принимать правильные решения по поводу их дальнейших действий в той или иной обстановке, и бродилки, где важно преодоление препятствий для успешного завершения и победы. Очень часто также это и приключения, где игровой процесс увлекателен и сопровождается фантастическими событиями или явлениями.

     В настоящее время разработаны и внедряются в образовательный процесс ДОУ программы на основе использования компьютеров. Одной из таких программ является программа «Дошкольник и компьютер» по дополнительному образовательному циклу «Компьютерные игры».  Программа направлена на грамотное использование компьютера в образовательном  процессе ДОУ. Осуществление работы по данной программе ставит ребёнка в  совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Первоначально возможно использование компьютерных развивающих и обучающих игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство».

     Основными направлениями программы являются вопросы введения ребёнка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.

     В ней представлены следующие разделы:

          Введение

          Среда организации обучения

          Систематизация игр

          Компьютер – друг и помощник в разных видах деятельности

          Карта программных требований

          Художник за компьютером (нерегламентированная деятельность)

          Творческий поэтапно-перспективный план

          Принципы реализации программы

          Методика организации компьютерных игр

          Педагогические условия применения игр

          Санитарно-гигиеническое обеспечение

          Модель выпускника

          Диагностирование умственных и творческих способностей

          Творческая тетрадь

     Таким образом, предметом программы является расширение границ в области подготовки ребёнка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ.

     Благодаря особенностям устройства компьютера (наличие клавиатуры, экрана, на который продуцируется та или иная информация, вызванная ребёнком  из электронного  «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляется  интеллектуальная подготовка к обучению в школе.

     Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка – это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

     Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой  личности ребёнка.

     Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень «школьной готовности»  и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний день.

     У ребёнка развивается:

          восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

          познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

          «знаковая функция сознания»;

          произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

     Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

     Программа предназначена для ДОУ, а именно ля освоения компьютера детьми старшего возраста.  Программа предполагает ежегодную диагностику уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся  развивающие и обучающие компьютерные игры. По способу решения компьютерных игр, по стилю игровых действий, практически индивидуальных игр (небольшие – по 3-4 ребёнка подгруппы) и раскрепощённости  (так как игра, а не занятие) можно многое узнать и сказать о ребёнке.

     Автор программы отмечает, что часто встречаются такие случаи, что в группе ребёнок показывает более низкий уровень усвоения программы, чем во время игры на компьютере. Некоторые педагоги считают, что это происходит, потому что в играх повторяются действия. Ребёнок, посмотрев как играют предыдущие дети, просто повторяет действия за ними, не осмысливая происходящих действий на экране. Но это не так.

     С таким мнением можно согласиться только по части усвоения детьми управления компьютером. Здесь, действительно, ребёнок может и должен запомнить какие клавиши используются. Но выполнить правильно, поставленную  в игровой форме дидактическую задачу, нет, так как компьютерные игры составлены с учётом основного принципа дидактики – с постепенным усложнением последовательности игры. Каждый следующий эпизод отличается от предыдущего. Например: в игре по конструированию «Построй дом»  игровой задачей предусматривается помочь котёнку построить дом, а дидактическая – выделить конфигурацию плоскостных фигур с целью объединения их в одно целое (конфигурация каждый раз меняется – ребёнок должен подобрать фигуру для своего варианта).

     Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребёнка, показанная в играх: ребёнок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем  уровне – справляться с помощью взрослого, а на высоком- выполняет задание самостоятельно.

     Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используются для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности в усвоении образовательной программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её, предлагая в форме закрепления упражнения из творческой тетради « Собери разрезанную картинку»,  «Прочитай зашифрованную записку»,  «Расставь цифры в порядке убывания (возрастания)» и т.д.

     Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация  специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения  компьютерной техники в систему специального образования.

     С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной  индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованность детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

     Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдётся место для использования  компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность  всего коррекционно-образовательного процесса.

     Игра- это деятельность познавательная, она представляет собой  своеобразную практическую форму размышления ребёнка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря   особенностям игровых средств отображения действительности, ребёнок в игре  впервые приобщается к абстрактному мышлению.

     Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.

     В чём же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

     Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребёнка от тяжёлой рутинной работы.

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребёнку  всегда можно предложить  именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
  2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребёнка.
  3. Делать «видимым» проблемы в развитии ребёнка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  4. Формировать у ребёнка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
  5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
  6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

      Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
  2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  3. Ребёнок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  6. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы.
  7. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребёнка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определённой голосоподаче.
  8. У ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учиться с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.

     Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.