Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1045 ЭССЕ на тему: «Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей».

Опубликовано 31.08.2016

МБДОУ « Детский сад № 118» г.Чебоксары

 

ЭССЕ

на тему:

«Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей  детей».

 

Васильева Валентина Гурьевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26» г. Чебоксар  

 


 

Чебоксары 2016

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение…………...           

2.Содержание основной части:

   2.1Задачи решения   оздоровительной работы

   2.2Направления работы

   2.3 методики и программы

   2.4Физические упражнения — основное средство физического воспитания и формы организации физического воспитания

   2.5Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств

3. Заключительная часть

 

 

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно» Н.А. Амосов. Для меня эта фраза явилась ключом к выбору темы для эссе.

  Человек-совершенство природы. Но чтобы он мог пользоваться благами жизни, очень важно иметь здоровье.

   Я заметила, что в последнее время увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психологическими заболеваниями.  Эта проблема стала одна из главных проблем ДОУ. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье дошкольников.

 «Здоровье не всё, но всё без здоровья– ничто», -как говорил мудрый Сократ. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.

   Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом закладки фундамента здоровья и это ставит определённые цели, которые решаются  путем решения следующих задач: 
1. Оздоровительные задачи (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений). 
2. Воспитательные задачи (формирование нравственно-физических качеств, потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств)
3. Образовательные задачи (формирование представлений о своем организме, здоровье; формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе).
Работа обычно ведется в  таких направлениях: 
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями
Работа с детьми может проводиться как физкультурно-оздоровительная: 
- на физкультурных занятиях
- как логоритмика в старших и подготовительных логопедических группах (1 раз в неделю по 30 минут); 
- в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия подвижные игры, физминутки, психогимнастика, физические упражнения на прогулке, катание на лыжах);
- как самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми);
- как активный отдых )

   Работа с родителями предполагает следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, наглядная пропаганда.
1. Коллективная: общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия, КВН, «Новоселье» и др.). Консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей), совместно с родителями проводятся праздники, развлечения, соревнования, концерты, «Дни открытых дверей».
2. Консультации у специалистов детского сада: логопедов, инструкторов по физической культуре, бассейна, врача, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп).
3. Беседы с родителями на интересующие их темы.
4. Посещение детей на дому.
5. Анкетирование родителей, поручения родителям (индивидуальные рекомендации, журналы, издаваемые в группах рассказывающие о жизни детей в данной группе).
В физкультурно-оздоровительной работе ДОУ я использую методики А.Стрельниковой, М Норбекова, «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет»В.Т. Кудрявцева, методическое пособие «Двигательная активность ребёнка в детском саду»М.А руновой., программу «Радуга» .

   Подытожив, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений решу сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

   Я считаю, что основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

 Детям, которые впервые переступили порог физкультурного зала, — особая забота. Как правило, эти дети не подготовлены работать в коллективе, физически слабые, эмоционально заторможенные. Снять напряжение, включить в деятельность помогают игровые приемы,игры, образные ситуации, сюжеты сказок, в которые малышу очень хочется поиграть.. 
   Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разрабатывается двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Ввожу такие формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Обязателен оздоровительный бег.

   Не совсем согласна с мнением специалистов, которые считают, что человеческое здоровье на 20% определяется качеством окружающей среды, на 30% - генетически закрепленными признаками, на 50% - факторами социокультурного и психолого-педагогического порядка: взаимодействиями внутри макро- и микросоциальных сред, воспитанием, образом жизни, индивидуально-личностными особенностями, включая отношение к миру, другим людям, самому себе и т.д.. Дело не только в преобладании удельного веса этих факторов, но и в их активном влиянии на характер генетической и «средовой» детерминации здоровья, которая по мере развития человека становится все более специфицированной, «избирательной».

С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. При этом учитываются и погодные условия. Во-первых ,солнце, воздух и вода используются для повышения жизнестойкости организма. Во-вторых, закаливание и физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности, опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.

     Условием нормального развития организма является двигательная активность. Развивающая двигательно-игровая деятельность ребенка благотворно сказывается на его психофизическом развитии, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

     Завершая своё эссе , я бы хотела ещё раз сделать акцент на том, что, учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).

Хочу также заметить, какое особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительная обстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка, его психофизиологических возможностей.

   Итак, в настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания.       Анализируя  специальную литературу могу  засвидетельствовать, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.

 

   Подводя общий итог рассуждения могу сказать, что ”.

1.Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

 2. Оздоровление - не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

 3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно- развивающей работы с дошкольниками.
 

 

Литература:

 

  1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. -  Москва: Педагогика, 2000. – 256 с.
  2. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001. – 211 с
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст]/ Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – Москва: АРКТИ, 2001. – 80 с.
  4. Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ Т.И. Рунова. - Москва: Педагогика, 2000. – 249 с.
  5. Алямовская В.Г. "Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания"
  6. Материалы Всероссийского совещания "Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ" М., 2001 г.