Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 602 Статья «Детско-родительские проекты как современная форма сотрудничества детского сада и семьи»

Опубликовано 23.02.2016

Детско-родительские проекты как современная форма сотрудничества  детского сада и семьи

Автор: Шепелева Марина Николаевна

Воспитатель МБДОУ №103 г. Ангарск, Иркутской области

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)  большое внимание уделяется работе с родителями, что  отвечает новым социальным запросам нашей страны. Сотрудничество педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).  

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и  повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Известно, что каждый дошкольник по своей натуре любознательный. У каждого ребенка свои индивидуальные познавательные способности.                Вопросы помогают ребенку познавать мир, обогащают ум открытиями. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но не достаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Одной из форм самостоятельного поиска ответа на свои вопросы и одновременно сотрудничества родителей и педагогов ДОУ  является проектная деятельность. Данная форма интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от социального запроса  детей и родителей.

Почемучкам интересно все: «Зачем птицам нужен клюв?»,
«Зачем кусаются комары?», «Какая польза от муравьев?», «Чем нюхает червяк?», «Почему цветы пахнут?», «Почему море соленое?», «Почему бутерброд падает колбасой вниз?».
Эти и другие вопросы могут стать темой детско-родительского проекта.

Реализация проектов осуществляется в несколько этапов.

Первый  этап - подготовительный. На данном этапе  определяется  тема, цель, задачи и  содержание проекта, прогнозируются  результаты. Подготавливают  методическую и материально-техническую базы. Происходит сбор  материала, ведется работа с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет). Происходит обсуждение проекта с детьми и  родителями. Их знакомят  с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами.  

Следующий второй этап - это основная часть проекта. В зависимости от выбранной темы проводятся экскурсии, посещение выставок, познавательные занятия, исследования,  чтение художественной литературы, подвижные, речевые игры, беседы. Родители активно  подключаются к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.

Третий этап - заключительный. Организовывается презентация совместной проектной работы для других детей группы, сотрудников, родителей.

Во время проектной деятельности расширяются знания ребенка об окружающем мире, развиваются познавательные и коммуникативные способности, дошкольник учится планировать, проявлять самостоятельность и инициативу. Проектная деятельность приучает ребенка  к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку, а совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет отношения.

Преимущества совместной проектной деятельности педагогов и родителей заключаются в формировании компетентности родителей в вопросах воспитания их детей, установлении партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы правильного  поведения.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

А так как проекты могут иметь различную тематику, то  в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В ходе совместной работы нужно отметить    отсутствие у родителей  представлений о проектной деятельности и  невысокий  уровень педагогических знаний. Однако  большинство семей с интересом и готовностью воспринимают проектную деятельность как  новую форму сотрудничества детского сада. У них появляется  возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности.

Детско-родительские проекты дают положительные  результаты. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.  Их начинают  интересовать  проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, их культура поведения. Они готовы к сотрудничеству и доверительности, не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В свою очередь у детей  наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, и личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Родители становятся интересными для детей как партнеры по совместной деятельности.

Таким образом, в ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Использованные источники:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  2. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф— М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.

3.moluch.ruconf/ped/archive/71/3976/