Кротова Надежда Ивановна
МДОУ «Детский сад №68»
Г.Саранск Республика Мордовия
Конспект НООД «Человек без друзей – что дерево без корней».
Задачи: Образовательные: Создать художественно – эстетические условия для глубокого понимания детьми нравственных понятий: Дружба, Друг, Толерантность, Милосердие. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать ситуацию, прививать желание читать стихи, развивать умение видеть красоту. Развивать творческие способности и навыки в освоении искусства «Оригами».
Воспитательные: Воспитывать у детей свободно испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; воспитывать доброе отношение к близким и окружающим людям; воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы: организационный момент, вопросы к детям, игровое упражнение «Сходство и отличие», пословицы о дружбе, чтение стихотворений: «Друзья» (Е. Стеквашевой), «Друг» (Т.Хлопковой), чтение рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются в беде», физминутка «Дружба», показ, объяснение, выполнение поделки в стиле «оригами» лебедя, выполнение работы с детьми ,
Индивидуальная помощь, чтение стихотворение о лебеде. Итог.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Чтение художественной литературы» - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка.
ОО «Развитие речи» - совершенствование речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Предварительная работа:
ОО «Развитие речи» - беседы на темы «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться?». Заучивание поговорок и пословиц о дружбе, заучивание стихотворений.
ОО «Художественная литература». Чтение рассказов М.Н Андрианова «Фиалка и Подснежник», «История о короткой дружбе», «Красота души»
Словарная работа:
Толерантность, терпимость, милосердие.
Оборудование:
Демонстрационный: магнитная доска, книжка- раскладушка «Толерантность», Альбом «Милосердие»
Раздаточный материал: бумага белого цвета, разноцветная бумага, ножницы, простой карандаш.
Ход НООД :
Воспитатель: Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются).
Дети, подумайте и скажите, в какой Республике вы живете? ( Я живу в Республике Мордовия)
- В каком городе вы живете? (ответы детей)
- Люди каких национальностей живут в Республике Мордовия? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. В Республике Мордовия живут мордва, русские, татары.
Разговаривают на мордовском, русском, татарских языках.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы слово, как « толерантность»? (Ответы детей). А как вы понимаете это слово? Как своими словами объяснить, что такое «толерантность»? (Ответы детей)
-Толерантность – это уважение,
-Толерантность – это дружба
-Толерантность - это когда люди делятся друг с другом.
-Толерантность – это «терпимость».
Воспитатель. Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
- Он должен быть внимательным и добрым
-Уметь общаться с людьми
-Хорошо излагать свои мысли
Воспитатель. Чем отличаются люди друг от друга? (Ответы детей)
-Люди отличаются друг от друга привычками, одеждой, национальностью, но живут они вместе.
Надо:
-чтобы каждый человек развивал свои способности;
-много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Воспитатель: Что общего у всех людей? (голова, руки, ноги, туловище)
-Чем отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).
Воспитатель: Сейчас с вами проверим, одинаковые мы все или разные?
Слушайте внимательно:
- Встаньте те, у кого темные волосы
- Поднимите руку те, у кого есть сестра
- Покивайте головой те, кто мальчики
- похлопайте те, у кого голубые глаза.
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря, уже о внутреннем мире каждого человека. У нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
- А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Ответы детей: да)
- Вы сказали, что толерантные люди – дружны.
- А что такое дружба?
Ребенок. - Дружба – это доброе отношение людей друг к другу.
Ребенок. - Дружба – это доверие между людьми.
Ребенок. - Дружба – это теплое отношение людей друг к другу.
Ребенок. – Если друг уедет ненадолго – человек тоскует, грустный, скучает о нем.
Ребенок.– Дружба – это когда тебя человек понимает.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о дружбе?
Ответы детей:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Сам погибай, но товарища выручай.
- Старый друг – лучше новых двух.
- Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
- Дерево держится корнями, а человек – дружбой.
- Друзья познаются в беде.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц вы знаете о дружбе. Сейчас я вам прочитаю рассказ С.Михалкова «Как друзья познаются в беде?». Слушайте меня внимательно, после чтения будете отвечать на мои вопросы. (Ответы на вопросы)
Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу, послушайте: «Человек без друзей, что дерево без корней»
- Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а его друзей – с корнями? (Ответы детей).
- А у вас есть друзья? (Ответы детей)
- А были в вашей жизни моменты, когда друг приходил к вам на помощь? (Ответы детей)
- А если ваш товарищ угощает вас конфетой, его можно назвать другом? (Ответы детей)
Стихотворение «Друзья» (Е.Стеквашевой)
Как начну конфеты есть – у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты – и друзей в помине нету,
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Воспитатель:- Товарищей может быть много, а друг – всегда один, самый верный, самый надежный, самый преданный.
Воспитатель:- Кто расскажет стихотворение «Друг» (Т. Хлопковой)
Ребенок: Друг – это тот, кто тебя понимает,
Друг – это тот, кто с тобою страдает,
Друг не покинет тебя никогда.
Друг остается с тобой навсегда
Друг тебя никогда не обидит
Друг – это тот, кто тебя насквозь видит.
И если с тобой приключится беда –
Только от друга жди помощь тогда.
Воспитатель: Если верный друг уехал далеко
Вам, конечно, будет нелегко!
Есть предложение такое – письмо напишем звуковое.
Физминутка.
(Дети встают и говорят)
Давайте будем дружить друг с другом (соединяют руки)
Как птица – с небом!
Как травы с лугом!
Как ветер с морем!
Поля – с дождями!
Как дружит солнце!
Со всеми нами! (Садятся)
Воспитатель: Сделаем поделку с вами. В силе технооригами. Поделка- «Лебедь».
(Воспитатель объясняет последовательность выполнения задания; показ).
Все. ЛЕБЕДЬ - символ чистоты, верности и красоты!
Эта стая лебедей будет радовать друзей!
Наши лебеди – летите!
Людям радость подарите!
(Дети вручают гостям поделки)
Литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольные образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 3-е изд. испр. и доп. М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ-2013
- Алешина, Н.В. патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005
- Примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем» авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
- Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина// Управление ДОУ.-2005
- Князева, О.Л, Маханева, М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно- методическое пособие.- Детство- Пресс, 1998.
- Рыжова, Н.А, Логинова, Л.В, Данюкова, А.И Мини- музей в детском саду.
- Рыжова, Н.А,. Путешествие по мини- музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD
- С чего начинается Родина?/ под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ «Сфера», 2003
- Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для ДОУ РМ/ авт. - сост.: Е.Н.Киркина.- Саранск: Морд. кн – изд-во, 2004.