Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 954 Конспект НООД «Человек без друзей – что дерево без корней»

Опубликовано 16.07.2016

Кротова Надежда Ивановна

МДОУ «Детский сад №68»

Г.Саранск Республика Мордовия

Конспект НООД «Человек без друзей – что дерево без корней».

Задачи:   Образовательные: Создать художественно – эстетические условия для глубокого понимания детьми нравственных понятий: Дружба, Друг, Толерантность, Милосердие. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои   мысли. Формировать  умение отстаивать свою точку зрения.

       Развивающие:  Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать  ситуацию, прививать желание читать стихи, развивать умение видеть красоту. Развивать творческие способности и навыки в освоении искусства «Оригами».

      Воспитательные: Воспитывать у детей свободно испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; воспитывать доброе отношение к близким и окружающим  людям; воспитывать умение работать в коллективе.

      Методические приемы:  организационный момент, вопросы к детям, игровое упражнение «Сходство и отличие», пословицы о дружбе, чтение стихотворений: «Друзья» (Е. Стеквашевой), «Друг» (Т.Хлопковой),  чтение рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются в беде»,  физминутка «Дружба», показ,  объяснение, выполнение поделки в стиле  «оригами»  лебедя,  выполнение работы с детьми ,

Индивидуальная помощь, чтение стихотворение о лебеде. Итог.

         Интеграция образовательных областей:

ОО «Чтение художественной литературы»  - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка.

ОО «Развитие речи» - совершенствование речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

      Предварительная работа:

ОО «Развитие речи» - беседы на темы «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться?». Заучивание поговорок и пословиц о дружбе, заучивание стихотворений.

ОО «Художественная литература». Чтение рассказов М.Н Андрианова «Фиалка и Подснежник», «История о короткой дружбе», «Красота души»

      Словарная работа:

Толерантность, терпимость, милосердие.

 

 Оборудование:

Демонстрационный: магнитная доска, книжка- раскладушка «Толерантность», Альбом   «Милосердие»

Раздаточный материал: бумага белого цвета,  разноцветная бумага, ножницы, простой карандаш.

Ход НООД :

Воспитатель:  Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются).

Дети,  подумайте и скажите, в какой Республике вы живете? ( Я живу в Республике Мордовия)

- В каком городе вы живете? (ответы детей)

- Люди каких национальностей живут в Республике Мордовия? (ответы детей)

Воспитатель.  Правильно. В Республике Мордовия живут мордва, русские, татары.

Разговаривают на мордовском, русском, татарских языках.

    Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как  «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы слово, как « толерантность»?  (Ответы детей). А как вы понимаете это слово?  Как своими словами объяснить, что такое «толерантность»? (Ответы детей)

 -Толерантность – это уважение,

-Толерантность – это дружба

-Толерантность - это когда люди делятся друг с другом.

-Толерантность – это  «терпимость».

Воспитатель.  Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?

- Он должен быть внимательным и добрым

-Уметь общаться с людьми

-Хорошо излагать  свои мысли

Воспитатель. Чем  отличаются  люди друг  от друга? (Ответы детей)

-Люди отличаются друг от друга привычками, одеждой, национальностью, но живут они вместе.

  Надо:

-чтобы каждый человек развивал свои способности;

-много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Воспитатель:  Что  общего  у всех  людей?  (голова, руки, ноги, туловище)

-Чем отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).

Воспитатель:   Сейчас   с вами  проверим, одинаковые мы все или разные?

   Слушайте внимательно:

- Встаньте те, у кого темные волосы

- Поднимите руку те, у кого есть сестра

- Покивайте головой те, кто мальчики

- похлопайте те, у кого голубые глаза.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря, уже о внутреннем мире  каждого человека. У нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

  - А как вы думаете, вы сами люди  толерантные?  (Ответы детей: да)

- Вы сказали, что толерантные люди – дружны.

- А что такое дружба?

Ребенок. - Дружба – это доброе  отношение людей друг к другу.

Ребенок. - Дружба – это доверие между людьми.

Ребенок. -  Дружба – это   теплое отношение людей друг к другу.

Ребенок.  – Если друг уедет ненадолго – человек тоскует, грустный, скучает о нем.

Ребенок.– Дружба – это когда тебя человек понимает.

Воспитатель:  А вы знаете пословицы о дружбе?

Ответы детей:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Сам погибай, но товарища выручай.
  • Старый друг – лучше новых двух.
  • Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
  • Дерево держится корнями, а человек – дружбой.
  • Друзья познаются в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.

Воспитатель:  Молодцы! Много пословиц вы знаете о дружбе. Сейчас я вам прочитаю рассказ С.Михалкова «Как друзья познаются в беде?». Слушайте меня внимательно, после чтения будете отвечать на мои вопросы. (Ответы на вопросы)

Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу, послушайте: «Человек без друзей, что дерево без корней»

- Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а его друзей – с корнями? (Ответы детей).

- А у вас есть друзья? (Ответы детей)

- А  были в вашей жизни моменты, когда друг приходил к вам на помощь? (Ответы детей)

- А если ваш товарищ угощает вас конфетой, его можно назвать другом?   (Ответы детей)

 Стихотворение «Друзья» (Е.Стеквашевой)

  Как начну конфеты есть – у меня друзей не счесть,

А закончились конфеты – и друзей в помине нету,

За конфету каждый друг,

Так и рвет ее из рук.

Ну зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Воспитатель:- Товарищей может быть много, а друг – всегда один,  самый верный, самый надежный, самый преданный.

Воспитатель:- Кто расскажет стихотворение «Друг» (Т. Хлопковой)     

 Ребенок:     Друг – это тот, кто тебя понимает,

Друг – это тот, кто с тобою страдает,

Друг   не покинет тебя никогда.

Друг остается с тобой навсегда

Друг тебя никогда не обидит

Друг – это тот, кто тебя насквозь видит.

И если с тобой приключится беда –

Только от друга жди помощь тогда.

Воспитатель: Если верный друг уехал далеко

Вам, конечно, будет нелегко!

Есть предложение такое – письмо напишем звуковое.

Физминутка.

(Дети встают и говорят)

Давайте будем дружить друг с другом (соединяют руки)

Как птица – с небом!

Как травы с лугом!

Как ветер с морем!

Поля – с дождями!

Как дружит солнце!

Со всеми нами!  (Садятся)

Воспитатель: Сделаем поделку с вами. В силе технооригами. Поделка- «Лебедь».

(Воспитатель объясняет последовательность выполнения задания;  показ).

Все. ЛЕБЕДЬ  - символ чистоты, верности и красоты!

Эта стая лебедей будет радовать друзей!

Наши лебеди – летите!

Людям радость подарите!

(Дети вручают гостям поделки)

 

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольные образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 3-е изд. испр. и доп. М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ-2013 
  2. Алешина, Н.В.  патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005
  3.  Примерный региональный модуль  программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем» авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
  4. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина//  Управление ДОУ.-2005
  5. Князева, О.Л, Маханева, М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно- методическое пособие.- Детство- Пресс, 1998.
  6. Рыжова, Н.А, Логинова, Л.В, Данюкова, А.И Мини- музей в детском саду.
  7. Рыжова, Н.А,. Путешествие по мини- музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD
  8. С чего начинается Родина?/  под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ «Сфера», 2003
  9. Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для ДОУ РМ/ авт. - сост.: Е.Н.Киркина.- Саранск: Морд. кн – изд-во, 2004.