Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 964 Консультация для педагогов «Играем с куклами» (из опыта работы)

Опубликовано 28.07.2016

Консультация для педагогов «Играем с куклами» (из опыта работы)

Внукова Наталия Валерьевна
ФГКДОУ "Детский сад №158" Министерства обороны РФ г. Хабаровска-47, ул. Мира 15
Воспитатель I категории
       

      Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

     Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником в работе с детьми сделала театральную куклу – Петрушку. Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно – творческой деятельности.

      Работу с детьми я начала во второй младшей группе с внесения Петрушки. Когда Петрушка появился в группе, дети с большим интересом стали его рассматривать, протягивали ему ручки поздороваться, знакомились, называли свои имена. Петрушка разговаривал с детьми, они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми в процессе режимных моментов, Петрушка хвалил аккуратных, расторопных детей. В течение нескольких дней Петрушка был другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

      В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой – девочкой. В первое время знакомства детей с куклами, специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки, мои действия с куклами.

      Первые игры с театрализованной куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно. Для обучения детей правильному действию с театральными куклами, я принесла ширму и показала детям инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,

Наша Машенька боится.

Ты, собачка, не лай,

Ты мне Машу не пугай!

      Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

      В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

      После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятие. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

      На занятии «Лесные жители» на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, они активны и внимательны. Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия, как рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол вызывает активность детей. На занятиях художественно – эстетического развития куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

     Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Дл этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца. Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций. К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

      Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку. Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых» на совместном с родителями празднике «Моя большая семья». Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

      Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям и прочна вошла в их жизнь.