Панькова Ольга Николаевна,
Пермский район с.Усть-Качка
МБДОУ «Усть-Качкинский
детский сад «Огонек»
«Реализация ФГОС дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации»
Разработка конспекта интегрированного занятия
Тема: «Посуда»
с. Усть-Качка, 2014год
Задание 1. Разработка конспекта интегрированного занятия
Конспект НОД по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов (старшая группа)
Тема: «Посуда»
Конспект интегрированного занятия
Возрастная группа:старшая группа
Количество детей: 20
Тема:«Посуда»
Цель:Ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого.
Задачи:Продолжать прививать интерес к русской деревне. Закрепить знания детей о современной и старинной посуде. Расширять словарный запас, побуждать упражняться в словообразовании. Продолжать учить составлять описательный рассказ. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
Интеграция образовательных областей:Коммуникативное, познавательное, социализация, чтение художественной литературы, музыка, безопасность, здоровье, физическая культура.
Обеспечение занятия: Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Посуда». Разучивание музыкальной игры «Бай- качи- качи- качи». Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.Введение литературного героя - воспитатель Федора. Беседа. Дидактическая игра «Хорошо - плохо». Художественное слово. Музыкальная игра. Образец описательного рассказа.
Предварительная работа: Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Посуда». Разучивание музыкальной игры «Бай- качи- качи-качи». Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.Дидактическая игра «Хорошо- плохо».Рассматривание карточек из наборов "Посуда", "Продукты", ролевые игры "Магазин", "Прием гостей", чтение стихов и рассказов по теме.
План совместной деятельности
1. Сговор на занятие. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
2.Физкультминутка «Посуда», дидактическая игра «Хорошо – плохо», беседа, музыкально - ритмическая игра «Бай-качи».
3 Составление описательного рассказа о самоваре, перспектива на следующее занятие.
Ход совместной деятельности
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно – ориентировочный, организационный
|
Перед совместной деятельностью в группе появляется персонаж сказки К.Чуковского «Федорино горе»- воспитатель нарядилась персонаж Федоры. -Федора. Здравствуйте ребята. Меня зовут бабушка Федора, вы меня узнали? -А из-какой я сказки к вам пришла? -Кто написал эту чудесную сказку про меня и мою посуду? -Ребята я вас хочу пригласить к себе в гости в избу, что бы вы увидели, какой я порядок везде навела. Вы согласны? -Чтобы нам отправиться ко мне в гости, предлагаю немного поработать своими руками.Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда». 1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли, Чашку, чайник, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть – чуть сломали, Так мы маме помогали! - Скажите одним словом, что мы мыли? -Ф. Отправляемся в путь. Держитесь за руки. Обходят вокруг столов и подходят к избушке бабушки Федоры.
|
Дети здороваются. Дети. Да.
Дети. «Федорино горе» Дети. Корней Чуковский.
-Дети. (Соглашаются) да.
Дети делают движения, соответствующие тексту.
Дети делают движения, соответствующие тексту.
-Д.Посуду
Отправляются в гости к Федоре.(обходят группу)
|
Основной
|
-Федора. Вот и пришли. Добро пожаловать. Присаживайтесь на стульчики. На столе посуда - самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки. -Посмотрите, что у меня на столе?
-Ф. Как это можно назвать, одним словом? -Ф. Какая она у меня?
-Ф. Да, я теперь за посудой слежу, люблю её. Предлагаю вам размяться и немного поиграть- Физкультминутка: «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, Очень важный как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки, Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. Дидактическая игра «Хорошо- плохо». -Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сколько ни мучайся, ни три его, а белый не сделаешь». -Ф. Правильно. Почему так говорят? -Ф. Да, я долго его терла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто черный, и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок? -Ф. Значит, он какой? -Ф. Да, он железный. Это хорошо! Почему?
-Ф. Но то, что он железный то же плохо. Почему?
-Ф. А если бы чугунок сделали из стекла, то он бы стал бы каким? -Ф. Стеклянный чугунок хорошо! Почему?
-Ф. Но стеклянный чугунок- это плохо. Почему?
-Ф. А если бы чугунок сделали из дерева, то он стал бы каким? -Ф. Деревянный чугунок это хорошо! Почему?
-Ф. Но деревянный чугунок- это плохо. Почему? -Ф. Все -таки, хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжелый, можно обжечься, как вы говорите, но его можно в печь ставить, в нем можно приготовить кашу и суп, сварить картошку и согреть воду. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его? -Ф. Правильно. Да, посуда, в которой я варю ,не такая, как у вас. В чем варит ваша мама суп? -Ф. Какое интересное слово: кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома? -Ф. Вы знаете, где делают посуду? -Ф. Из каких материалов сделана ваша посуда?
-Ф. А в деревне посуду делают деревенские мастера из глины и дерева. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «сам не ем, а всех кормлю». -Ф. Посмотрите, какие ложки у меня на столе? -Ф. Да, ложки мои деревянные, нарядные, расписные.
-Ф. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а еще играем на них. Ребята , а вы умеете играть на деревянных ложках. Федора предлагает взять со стола девочкам большие расписные деревянные ложки , мальчикам маленькие ложки. Динамическая пауза. Музыкально- ритмическая игра «Бай-качи». -Ф. Молодцы, вы настоящие музыканты. Федора раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды. -Ф.У меня в корзинке необычные конверты помогите мне собрать разбившуюся посуду, а что разбилось, вы узнаете, когда соберёте её. К вам Федора пришла, Всю посуду мне сложите.
-Ф. Какая посуда разбилась у меня? -Ф. Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. -Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».
-ф. Как вы догадались, что это самовар?
-Ф. А из чего вы дома пьёте чай? -Ф. Что есть у самовара?
-Ф. Какой самовар?
Составление описательного рассказа о самоваре предлагает сначала Федора -Ф. Да, это самовар. Он железный, прочный, блестящий, тяжелый, красивый. У самовара есть крышка –что бы наливать воду и удерживать тепло; дно, стенки; две ручки- что бы переносить самовар, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай. Картинка самовара, где четко выделены его части. Про него загадка есть: «Железный бес на стол залез, четыре ноги, два уха, один нос да брюхо». (Чтение загадки Федора сопровождает показом частей самовара.) Федора предлагает детям рассказать о самоваре. Все дети оценивают детские рассказы. Кому понравился, чей рассказ и почему?
|
дети рассаживаются на стульчики.
-Дети. Самовар, чугунок, ложки, кастрюля, чайник…
-Дети. Посуда. -Дети. Чистая, блестящая, вымытая, аккуратная, убранная, помытая, как новая… -дети встают со стульчиков
дети выполняют движения
-Дети. В загадке говорится о чугунке. -Дети. Потому что он черный.
-Д. Чугунок сделан из железа. -Д. Чугунок железный.
-Д. Это хорошо. Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не ломается, не трескается, и в огне не сгорит… -Д. Чугунок тяжелый и холодный, не все его могут удержать, а когда он нагреется , то можно обжечься и поранить руки и ноги… -Д. Стеклянным.
-Д. он легкий, красивый, прозрачный, в нем все видно, какую еду приготовили. -Д. Он может разбиться, и тогда порежешься. Он холодный и в нем нельзя варить и ставить на огонь. -Д. Деревянным чугунком.
-Д. Он теплый. Когда в него нальешь горячее, то не обожжешься… -Д. Он сгорит в печке. Он непрочный..
-Д. Тебе Федора поможет ухват.
-Д. Наша мама варит суп в кастрюле. -Д. (дети перечисляют предметы посуды).
-Д. Посуду делают на фабрике и заводе. -Д. Из дерева, стекла, железа, фарфора, пластмассы.
-Д. Ложка. -Д. Деревянные, красивые, расписные… -Д. (Хоровой и индивидуальные повторы).
-Д. Да, нас научила на музыкальном занятии Светлана Николаевна.
-Д. Дети играют на ложках и поют песню «Бай-качи-качи-качи».
Дети берут конверты и собирают картинки, которые разрезана посуда. У всех нарисованы разные исполнения самоваров (5-6частей), детям можно собирать на полу или каждом своем стуле. -Д. Федора, у тебя разбился самовар.
-Д. Самоварчик, самоварушка.
-Д. Самовар( хоровой и индивидуальные повторы детей)
-Д. Потому что он толстый и из него пьют чай. -Д. Из чайника.
-Д. Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. -Д. Блестящий, большой, красивый, тяжелый, толстый, железный
Дети составляют описательный рассказ о самоваре (3-4 ребенка) |
Рефлексивно-оценочный этап
|
-Ф. Какие вы умные, как хорошо справились с заданием. Вам понравилась у меня в гостях? -Ф. А что больше всего понравилась вам ? Я вас прошу отвечать полным ответом.
-Ф. Ребята, вы умеете загадки отгадывать. Так интересно рассказали о самоваре. Сколько интересных слов мне назвали, когда рассказали, из чего посуда сделана. А как ловко на ложках играете. -Ф. Вы были хорошими гостями, предложите, что ещё можно будет сделать в гостях у меня у бабушки Федоры?
-Ф. Спасибо ребята за предложения я вас приглашу в следующий раз и мы обязательно, возьмем другую посуду и попьем чаю. У меня ещё есть много интересного для вас. Досвидания. |
-Дети.Да
-Д. Мне понравилась отгадывать загадки. Мне понравилось собирать самовар из разрезных картинок. Мне понравилась, как мы играли на деревянных ложках. Мне понравилось, как ребята рассказывали рассказ о самоваре.
-Д. Я хочу предложить попить чай из самовара. Я предлагаю поиграть в другие музыкальные инструменты –тарелки.
-Д. Досвидания. |
Приложения ( К.Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Посуда». Музыкальная игра «Бай- качи- качи- качи».Дидактическая игра «Хорошо - плохо».Карточки из наборов "Посуда", "Продукты", ролевые игры "Магазин", "Прием гостей")