Ларькина Татьяна Владимировна
МДОУ «Детский сад №68»
Г.Саранск Республика Мордовия
Воспитатель
Консультация
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста »
Cенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль .Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов ,их форме , величине , положение в пространстве , а также запахе , вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка.Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем.
Доказано , что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка.И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе ,ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание ,которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка ,формирует его представления о свойствах и качествах предметов.От того ,научиться ли ребенок воспринимать предметы , явления в окружающем его мире или нет ,зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям .
Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание –это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче ,тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире , полученные ребенком. Современная педагогика считает ,что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром .игровой ,конструктивной ,музыкально – двигательной , изобразительной.
Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета , форму предмета , учат сравнивать предметы по величине , усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов ( мягкий .твердый ,холодный ,теплый ) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности ,умения вслушиваться и различать звуки ,развитие речевого и музыкального слуха. Таким образом основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Такими эталонами являются основные цвета .геометрические фигуры и др. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением ,ему легче ориентироваться в окружающем мире. : он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет ,форму ,величину предмета ,пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов –это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов ,которым детей необходимо научить .Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности .В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину , форму . пространственные отношения , цвет.Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный ,включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях ,и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой ,с явлениями общественной жизни ,с миром вещей ,созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие ,включается осязание. : дети трогают ,щупают ,гладят предметы .Если это цветы или плоды ,пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц ,шум дождя и т. д.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств , накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов ,у него начинают накапливаться представления о цвете ,форме , величине и других свойствах предметов.Важно ,чтобы эти представления были достаточно разнообразными .А это значит ,что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями и свойств – шестью цветами спектра ( кроме голубого ) . белым и черным цветами ,с такими формами ,как круг .квадрат ,треугольник.
Знакомя детей с о свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий ,главное ,чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов ,выработать устойчивые представления об этих свойствах ,целесообразно организовать такие действия с предметами ,при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме ,величине ,установить совпадение или несовпадение.
С детьми раннего возраста проводится игры – занятия по сенсорному воспитанию ,в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей , в практической деятельности .Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности ,в частности в конструировании .Конструируя ,ребенок учиться различать не только внешние качества предмета ,у него развиваются познавательные и практические действия . Развитие у детей восприятия и представлений о цвете , форме , величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.
Работая с детьми раннего возраста я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста ,и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью ,и средством всестороннего развития личности ребенка.
Л.А.Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию ,которая была направлена на обучение детей точно ,полно и расчленено воспринимать предметы ,их разнообразные свойства и отношения ( цвет , форма ,величина ,расположение в пространстве . Основой таких игр служат сформированные представления о разнообразных игровых действиях с предметами .
В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму ,Малыша необходимо научить таким действиям ,при которых он мог бы понять ,что от умения определять форму зависит результат его деятельности .Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях ,требующих опоры на форму предметов ,так как ребенок может еще не выделять зрительно форму и тем более не знать ее названия.В дальнейшем он вычленяет форму зрительно .Сначала делает это недостаточно точно ,проверяя с помощью другого способа – примеривания .И лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы .
В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь использовать много разнообразных дидактических игр как на занятии ,так и в повседневной жизни .Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры : «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки» , «Развивающее лото». Наряду с дидактическими играми в работе с детьми по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками : матрешки ,разнообразные вкладыши , мозаики .пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции : собирая красивую игрушку путем разнообразных действий дети видят сами правильность ( получается игрушка ) или неправильность своих действий ( детали не подходят ,предмет не собирается ошибка наглядна .Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова ,искать необходимые детали ,лучше их рассматривать ,различать по признакам. Эти упражнения ,основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек( собрать ,вложить в отверстие соответствующей формы ,разложить ,составить целое из частей ),что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Ценность этих игр и упражнений еще и в том ,что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей ,развивать умение играть вместе , не мешая друг другу.
В повседневной жизни обращаю внимание на цвет одежды ,размер ,форму и количество предметов в групповой комнате ,на прогулке.
Для развития сенсорных способностей большое значение имеет предметно - развивающая среда ,созданная в группе. В нашей группе имеется уголок сенсорики ,где располагается дидактический стол с пособия для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук. Также имеется центр воды и песка ,где дети знакомятся со свойствами песка и воды и с удовольствиемиграют.В своей работе с детьми мы считаем главным :полное принятие ребенка таким ,каков он есть ,тесное сотрудничество с семьей ,пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша.
Успешность умственного ,физического ,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей ,т.е. от того ,насколько совершенно ребенок слышит ,видит , осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям .Чем меньше ребенок ,тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт .На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль .
Ведь только тонко чувствующий ,замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по – настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения ,а в последствии и создать его самостоятельно.