ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ
Козионова Елена Алексеевна воспитатель МАДОУ № 54
г. Кушва Свердловская область
(из опыта работы)
Большое значение имеет для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем правильно организованная предметно – развивающая среда в группе детского сада, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.Содержание предметно-развивающей среды моей группы соответствует интересам мальчиков и девочек, я периодически её изменяю и постоянно обогащаю.В 2015 году мною был разработан педагогический проект «Мы – уральцы». В рамках реализации данного проекта в группе была создана предметно – развивающая среда, способствующая всестороннему развитию моих воспитанников и отвечающая требованиям ФГОС ДО и структуре основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения. По моему мнению, центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем должен стать центр краеведения, где бы дети могли, в условиях ежедневного свободного доступа, помнить и закреплять полученные знания о родном городе, крае. В соответствие с этим, для поддержки у детей интереса к историческому прошлому, мною подобран материал о городе Кушва, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике города. В группе есть широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города « Кушва -280», «Любимы город», «Мой город красив и богат», оформлен коллаж «Кушва вчера и сегодня», «Моя город самый лучший!». Это панорамные снимки достопримечательностей Кушвы, картины с изображением родных пейзажей.
В центре краеведения я разместила альбомы «Моя семья», «Моя улица», «Мой город Кушва», «Наш Урал», игровые макеты улиц района «Рудничный», «Наш детский сад», «Любимые места нашего города». Все это способствовало воспитанию у ребенка любви и привязанности семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Для формирования интереса детей к художественной и познавательной литературе подобрала материалы для проведения тематических выставок в книжном уголке «Мой Урал», «Моя Родина», «Наша армия» (художественная литература, открытки, иллюстрации, портреты и др.).
Для формирования у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитания у детей желания заниматься подобной деятельностью, в группе широко представлен материал о народных промыслах края – альбом «Уральские поделочные камни», «Тагильский поднос», а также образцы этих изделий, представленные в выставках «Поэзия уральского камня» и «Красота уральского подноса».
Для формирования представления у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости, в группе оформлена выставка поделок на тему «Продукция гормолзавода». Оформлен альбом «Земляки - труженики» и « Моя мама на работе». Схемы – модели, символы для ознакомления с городом, помогают детям лучше усвоить материал, в центре имеется карта Кушвы и буклеты о городах Урала . Для развития бережного отношения к городу, его культурным ценностям, природе я подобрала материал о достопримечательностях города и его природных богатствах, куда вошли иллюстрации этих прекрасных мест. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру. Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания. Они учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление. Для этого мною изготовлены схемы – карты города Кушва. Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем: «Дома бывают разные», «Узнай улицу по фото», «Городской транспорт», «Кто первым найдет дорогу к детскому саду», «Рассыпавшиеся картинки», «Собери герб и флаг края, города», «Дорожные знаки».
Для знакомства детей с литературным наследием Урала, расширения кругозора дошкольников и развитию коммуникативных качеств в центре художественной книги содержатся сказки П.П.Бажова и Д.Н. Мамина – Сибиряка (выставка книжек – малышек «Аленушкины сказки). Для знакомства детей с государственными символами России, в группе размещен образец Российского герба и флага и герб Кушва. В целях обеспечения творческого развития детей, в группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Изготовлены персонажи настольного театра к сказкам Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца…». Создана мастерская ручного труда «Умельцы», где дети своими руками изготавливают поделки из различного природного материала.