Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 661 Одаренный педагог. Кто он?

Опубликовано 20.03.2016

Черемохина Наталья Витальевна

МБДОУ г.Иркутска детский сад №44, г.Иркутск

воспитатель

Эссе

                            Одаренный педагог. Кто он?

Твердят: 
"В начале 
было 
слово". 
А я провозглашаю снова: 
все начинается 
с любви! 
Все начинается с любви: 
и озаренье, 
и работа, 
глаза цветов, 
глаза ребенка - 
все начинается с любви. 

Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься вооруженным   «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя. Кто такой педагог? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?  Предъявить можно только  себя, свое слово, свой поступок, а главное- свою любовь. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…

Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы Марины Максимовны совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка». Сначала это, а все остальное потом». Действительно, высшее образование - это замечательно, но в институтах не научат самому главному, что необходимо для нашей профессии, не научат любви к чужому ребенку. Принимать его таким, какой он есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, шустрых и не очень, агрессивных и добрых, одним словом, маленьких детей.

 Все мы родом из детства. С первого класса я мечтала о профессии школьного учителя. Я рассаживала на диване кукол, мишек, матрешек и        « учила» их тому, чему учили в школе меня. Я использовала в качестве школьной доски - шифоньер, писала на нем мелом задания, примеры, чтобы для моих « учеников» все было по-настоящему. Следы этой педагогической деятельности шифоньер хранит до сих пор. Благо, что моя мама, видя все это, не набросилась на меня, а очень тактично запретила писать на мебели, предложив мне в качестве доски посылочную крышку. Это было так давно. В 9 классе к нам пришла после института  молодая учительница русского языка и литературы Швырева Людмила Анатольевна.Ее уроки были прекрасны.  Каждый неповторим, интересен по-своему.  Она любила свой предмет и дарила свою любовь к предмету  нам, дарила бескорыстно и увлекательно.  Но самое главное- она любила и нас, своих учеников. Всех до единого.С девятого класса я решила, что буду учителем русского языка и литературы.

 Но волею судьбы после окончания педагогического университета в школе я отработала всего лишь год, а дальнейшая моя деятельность протекала в детском саду. Я стала воспитателем.Сейчас много обсуждают проблему « А кто такой одаренный педагог?  Приемлемо ли для воспитателя детского сада данное понятие  или это прерогатива школьного учителя? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

Слово «одаренный» восходит к слову «дар», « дарить» , и этот дар не зависит от наличия у человека диплома о педагогическом образовании, свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, наград и грамот. Он либо есть, и тогда человек – Учитель и Педагог с большой буквы, либо его нет.

Я считаю, что самое главное, что может подарить одаренный педагог своему воспитаннику- это любовь. Любовь к жизни, к миру. к друзьям .  к своему предмету. ко всему окружающему, а главное- это любовь к ним, маленьким детям. Совершенно разным и непохожим друг на друга, из разных семей,слоев общества. С разным уровнем доходов и совершенно разными родителями.  Одаренный педагог должен создать вокруг себя пространство любви.

 Он любит детей, для него главный закон: «Не навреди!» Он похож в этом на врача. Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.  Педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно.… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».

Одаренный      педагог любит детей как мудрый судья. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Одаренный  педагог - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество - вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов, любящими свое дело и своих детей.

Одаренный  воспитатель – это, прежде всего хороший человекДети как губка – впитывают и хорошее  и плохое. Поэтому ты в детском саду уже для того, чтобы их жизнь продолжалась. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце! И вспоминаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли учиться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь ЛЮБЯТ.

Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных: и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить, когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!» Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь. И если ты их любишь по-настоящему, то ты ОДАРЕННЫЙ ПЕДАГОГ.

Ребенок- это самая главная ценность в деятельности педагога и педагог несет ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

Высшая награда – любовь детей!