Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
муниципального образования город Ноябрьск
Проект «Моя семья - моё богатство»
Разработала воспитатель:
Абдугаппарова Ю.Б.
Паспорт проекта
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности: информационно практико - ориентированный.
- По числу участников: групповой, ориентированный на детей средней, старшей, подготовительной к школе группе, родителей, педагогов.
- По времени проведения: неделя в каждой возрастной группе с усложнением.
- По характеру контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьёй.
Актуальность темы:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно - нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья – моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Цель и задачи проекта:
Цель: Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.
Задачи: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата.
Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ДОУ и дома, общие подходы к воспитанию.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности; составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов НОД, диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье.
Основной этап (реализация проекта):
Организация бесед с родителями, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение НОД с детьми, направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетной - ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных занятий, развлечений.
Заключительный этап:
Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.
Проект «Семейная фотография» - средняя группа.
Итоговое событие: фотовыставка «Любимые лица», панно «Мир в нашей семье».
Мотивация для детей: Утром у воспитателя на столе замечают альбом с фотографиями новенькой девочки Кристины. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотоальбом.
В. :Ребята, чтобы мы побольше узнали о Кристине, она принесла в группу
семейный фотоальбом. А у вас дома есть фотографии, где вы вместе с мамой и папой бабушкой и дедушкой?
Цель: Формировать представление о том, что такое семья, (семья объединяет родных (родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр); семьи бывают разные -большие и маленькие ; в семье все любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг о друге ласково).
Срок реализации: неделя.
Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:
- Внесение альбомов с семейными фотографиями
- Создание сборника рассказов «Выходной день в нашей семье…»
- Досуг «Мама, папа, я – дружная семья»
- Веселые эстафеты «Мама, папа, я - спортивная семья»
- Панно «Мир в нашей семье»
-Презентация «Семейная фотография».
Проект «Мир семейных увлечений» - старшая группа.
Итоговое событие: выставка творческих поделок «Умелые руки не знают скуки», Фото - стенд «В мире увлечений».
Мотивация для детей: У воспитателя на столе стоит шкатулка.
В. : Вы хотите узнать, что в шкатулке. Угадайте? (Дети задают вопросы о предмете, его свойствах. Воспитатель отвечает - «да» или «нет». В шкатулке дети находят календари разных лет) .
В. :В детстве я собирала эти календари. Собирать коллекцию- это хобби,
увлечение. А чем увлекаетесь вы и ваши родители?
Цель: Выявить способности и увлечения детей и их родителей.
Срок реализации: неделя.
Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:
- Сбор различных фигурок собак для создания групповой коллекции «друг человека».
- Мастер-класс с приглашением мам «Мамины косички»
- Анкетирование «Как проводим мы выходные».
- Консультация для родителей «Коллекционирование-это увлекательно»
- Весёлые эстафеты: «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Создание сборника рассказов «Любимые занятия дома».
-Досуг «В семейном кругу».
Проект «Родословная нашей семь» - подготовительная к школе группа.
Итоговое событие: Создание генеалогического древа своей семьи. Досуг «В семейном кругу»
Мотивация для детей: Утром дети обнаруживают на доске изображение
необычного дерева с фотографиями. На одной из них дети узнают своего воспитателя.
Дети строят догадки – что это за дерево? Воспитатель, выслушав детей, рассказывает им о людях на фотоснимках, об исторических корнях своего рода. В.: Это дерево обозначает историю происхождения моей семьи. А вы знаете, как появилась ваша семья, откуда она берет свои корни?
Цель: Формировать элементарные представления о родословных отношениях, расширять представления о семье – у каждой семьи есть история.
Сроки реализации: неделя.
Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:
- Консультация «С чего начинать составлять родословное дерево? »
- Рисование эскиза «Образ моей семьи».
- Информация в раздевальной комнате о начале проекта.
- Выставка рисунков «Герб нашей семьи».
- Акция «Пусть прогулка станет интереснее» (благоустройство участка детского сада).
- Совместная презентация «Генеалогическое древо нашей семьи».
Результативность реализации проекта «Моя семья - моё богатство»
К сожалению, до разработки и проведения проекта, результаты диагностики показывали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение детей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему.
У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Вывод: Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.