|
МКДОУ № 90 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 90» г. Кирова. |
Проект
на тему:
«Наше сказочное Рождество.
(Проживание эпохи Рождества детьми вальдорфской группы при подготовке постановки рождественской мистерии)».
Автор проекта: |
Луткова Екатерина Борисовна, воспитатель МКДОУ № 90, тел. 67-39-34.
|
Руководитель проекта: |
Дрягина Ирина Сергеевна, старший воспитатель МКДОУ № 90, тел. 67-39-34 |
Киров, 2015 г.
Информационная карта проекта.
Цель проекта:
- Формирование коммуникативных компетентностей через участие детей в совместной деятельности — Рождественской мистерии.
- Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Срок реализации: краткосрочный, 4 недели.
Количество участников: воспитатель и 20 человек детей разновозрастной группы.
Возраст детей: 3-6 лет.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой-ролевой.
Продукт проекта: театральная композиция: рождественская мистерия.
Проблема проекта: отправной точкой для начала проекта стали интерес и желание детей самим поучаствовать в подготовке мистерии, выполнить роли.
Задачи проекта:
1.
- Развитие умений детей работать в группе сверстников.
- Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми.
- Развитие коммуникативных способностей детей.
2.
- Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождество Христово.
- Отражать детские переживания в поделках, рисунках, оформлении рождественского дизайна в группе.
- Учить проживать полученный опыт и знания при участии в рождественской мистерии.
Форма презентации: показ мистерии на празднике Рождества для родителей группы.
Актуальность проекта: Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа.
Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, выполнять роли в рождественских историях, ходить ряжеными в Святки, устраивать веселые игрища и забавы, хорошо знать традиции православных праздников, обычаи русского народа.
Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком должно быть гармоничным. Душевный отклик к искусству, литературе, православным праздникам — это важнейшие аспекты, которые формируют личность ребенка с позитивным взглядом на жизнь. Откуда же возьмется этот позитив? От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которую будет сосредоточено его внимание, от того светлого, доброго начала которым проникнут мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на эту волну ребенок, сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.
Эпоха ожидания Рождества самая длинная в году нашей группы, и это неслучайно. В это время постепенно загорается свет внутри нас в ожидании радостного события — рождения младенца. Трепетное к этому событию настроение детей мы поддерживаем в течение четырех предрождественских недель, когда через добро, добрые дела постепенно загорается свет внутри детской души в ожидании самого светлого и чудного — рождения младенца.
Каждый год в нашей группе проходит проживание детьми рождественской эпохи. В завершении эпохи дети видят кукольный спектакль «Рождество». Обычно его сопровождают куклы-статуэтки, которых с любовью шьют для нас родители детей.
Но в этот год наши выпускники выдвинули предположение: «А что, если мы сами подготовим рождественский спектакль? Сами распределим роли, попросим мам сшить нам костюмы, оформим красиво группу, выучим много красивых песен, стихов. Быть может, мы покажем этот спектакль родителям и детям других групп для того, чтобы и им захотелось поучаствовать».
Ожидаемые результаты:
- Установка партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами в результате совместной деятельности: изготовлении подарков, проведения репетиций, поиска различных атрибутов для дизайна (ракушек, камней, шишек, красивых иллюстраций, витражей и т. д.).
- Создание фильма «Рождество в вальдорфской группе детского сада».
Подготовительный этап:
- Составление тематического планирования по теме «Рождество Христово».
- Пополнение развивающей среды в группе.
- Подбор художественной литературы, беседы, рассказы.
- Подбор иллюстраций, музыкальных произведений, песен.
- Материал для информации родителям: стенд «Рождество Христово».
- Подбор материалов для продуктивной деятельности детей.
- Составление педагогом сценария фильма.
Практический этап.
- Беседа: «Чем пахнет Рождество?»
- Чтение книг: «Вифлиемская звезда» (С. Нурдквист), «Рождественская каша» (С. Нурдквист), «Маленький ослик Марии» (З. Гунхильд ), «Истории к праздникам года» (И. Йохансон), «Кукла рождественской девочки» (Ю.Несветова, Л.Авилова).
- Драмматизация сказки Б. Гримм «Звездные таллеры».
- Разучивание отдельных отрывков, песенок из рождественской мистерии.
- Организация и проведение праздника «Ожидание Рождества» (прохождение рождественской спирали).
- Заучивание стихов рождественской тематики:
– «Серебристый колокольчик рождества» (О. Першина),
– «Девочка и розы» (православные сборники),
– «В яслях спал на свежем сене» (С. Черный).
- Помощь родителей в изготовлении костюмов к мистерии.
- Поделки различных ангелов, рождественских открыток, рождественской елочки в подарок родителям.
- Изготовление витражей рождественской тематики для украшения группы.
- Участие детей в оформлении стола времен года, использование раскрасок «Рождество Христово».
- Семейные клубы: совместное изготовление кукол — статуэток для оформления стола.
- Подготовка воспитателями сказки «Елочка на столе».
- Создание восковой сказки «Рождество»
Заключительный этап:
- Показ рождественской мистерии на празднике Рождества Христова детьми и педагогом.
- Создание фильма «Рождество в Вальдорфской группе детского сада».
Срок реализации:
I этап: 2-я неделя декабря,
II этап: 3-4 неделя декабря,
III этап: 1я неделя января.
Время в режиме дня :
- НОД — утренний круг,
- Музыкально-ритмическая игра,
- Вторая половина дня,
- Утром еженедельно по вторникам — изготовление продуктов художественной деятельности для оформления дизайна группы, подарков родителям.
Место проведения: группа.
Тематический план по подготовке к Рождеству.
1я неделя.
На столе времен года пейзаж царства минералов: камешки, ракушки. Оформление рождественского венка с четырьмя свечами, рождественского календаря. Разучивание рождественских песен, стихов, чтение рождественских книг.
Праздник «Ожидания Рождества» (прохождение рождественской еловой спирали).
2я неделя.
На столе времен года добавляется растительный пейзаж: хвойные веточки, шишки, кора.
Ежедневно зажигаются две свечи.
Поем песни рождественской мистерии.
Начало изготовления рождественских подарков.
Оформление группы витражами, снежинками, звездами.
3я неделя.
На столе времен года появляются пастухи с овечками.
Ежедневно зажигаются три свечи.
Начинаются ежедневные рассказы о Марии и Иосифе.
Разучивание рождественской мистерии.
4я неделя.
На столе времен года появляются Мария и Иосиф (куклы), люлечка из шерсти.
Ежедневно зажигается четыре свечи.
Продолжаются истории о Марии и Иосифе.
Завершение разучивания рождественской мистерии.
Семейные клубы по обговариванию рождественских подарков детям.
7 января — праздник Рождества Христова.
На столе времен года в люлечке появляется младенец.
Деятельность педагога, детей, родителей в течение проекта
Педагог |
Дети |
Родители |
Первая неделя. |
||
Оформляет рождественский венок, стол времен года, рождественский календарь из символизирующих каждый день красочных мешочков. |
Приносят в группу камешки, ракушки. Разучивают рождественские песни, стихи, беседуют по книгам рождественской тематики. Участвуют в празднике «Ожидание Рождества» |
Приносят в группу книги рождественской тематики. Участвуют в празднике «Ожидания Рождества». Помощь в изготовлении костюмов для мистерии. Шитье рождественских кукол. |
Вторая неделя. |
||
Оформляет растительный пейзаж на столе времен года. Музыкально-ритмическая игра «Пастушки». Пение и разучивание с детьми песен рождественской мистерии. Изготавливает с детьми рождественские подарки родителям. Участвует в оформлении дизайна группы. |
Приносят в группу: мох, шишки, веточки, хвою, кору. Уверенно поют рождественские песни. Участвуют в изготовлении рождественской елочки. Вырезают снежинки, звезды, делают маленькие витражи на окна. |
Помогают в оформлении дизайна группы, продолжают шить рождественских костюмов. |
Третья неделя. |
||
Продолжает оформление рождественской картинки на столе времен года, добавляет пастухов с овечками, ослика, бычка. Ежедневно рассказывает истории о Марии и Иосифе из книги «Маленький ослик Марии». Готовит с детьми драмматизацию сказки Б. Гримм «Звездные таллеры» |
Участвуют в обсуждении рассказов из книги «Маленький ослик Марии». Проигрывают роли рождественской мистерии. Драмматизируют сказку Б. Гримм «Звездные таллеры» |
Дополняют стол времен года животными из шерсти: овечки, бычок, ослик. |
Четвертая неделя. |
||
Оформляет на столе времен года целостную рождественскую историю. Завершает разучивание рождественской мистерии, проводит семейные клубы по обговариванию рождественских подарков детям. |
Участвуют в заключительных репетициях мистерии. Окончание знакомства с книгой «Маленький ослик Марии» Чтение книг «Кукла рождественской девочки», «Рождественская каша» Свен Нурдквист. Заучивание стихов «В яслях спал на свежем сене» С.Черный, «Серебристый колокольчик Рождества» |
Изготавливают или приобретают рождественские подарки детям, дарят их на празднике детям |
7 января «Праздник Рождества Христова» в группе. |
Примечание:
Если все сделано правильно, последовательно и с любовью, вы услышите восторженное восклицание : «Посмотрите, Мария родила сына!» Ради этого стоило пройти весь этот путь.
Результат проекта:
- Установились партнерские взаимоотношения между детьми, родителями, воспитателями в результате совместной деятельности.
- Создан фильм «Проживание эпохи Рождества детьми вальдорфской группы при подготовке постановки рождественской мистерии.
- Показ мистерии родителям группы и детям других групп.