Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1357 НОД Познавательное развитие Мир природы Тема: "Путешествие в осенний лес"

Опубликовано 31.10.2016
Афанасьева Галина Ивановна
МБДОУ д/с № 29 г.Гулькевичи
воспитатель

 

Образовательная  область «Познавательное развитие»

Конспект  НОД    «Мир природы»

Тема: «Путешествие в осенний лес»  старшая группа.

 

 

Цель: Развивать  у детей познавательный интерес  к  животному  миру Краснодарского края.  Воспитывать  любовь  к своей малой родине. Формировать доброжелательное отношение к объектам  живой природы.

Программное содержание.

  • Уточнить и дополнить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать мелкую  и крупную моторику    

Словарная работа.

  • Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, линька, шёрстка, трудолюбивая, хатка  и др.

Оборудование.

          Мультимедийное оборудование.

  • Подбор материала – презентация по данной теме,
  • Музыкальное сопровождение.
  • игрушка  Каркуша.

Предварительная работа.

  • беседы с детьми,
  • рассматривание иллюстраций,
  • отгадывание загадок,
  • наблюдения  в природе.

 

ХОД  НОД

Воспитатель  детям: Ребята, нам сегодня пришло письмо, и принесла его ворона  Каркуша. Сейчас мы узнаем, а что же там написано? А в письме лесные зайчата просят у нас помощи, они не знают какую шубку им нужно сейчас носить? Хотите помочь зайчатам? Как  вы думаете, чем мы может им помочь? ( Ответы детей.) А я предлагаю   отправиться  нам   в путешествие в лес. И  глядя на изображение леса, рассказать какое время года наступило в лесу. Путешествие будет необычным...

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в лесу ты окажись».

Загадывает детям загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.                                                                   (Осень).

Начало показа презентации.

И как вы это узнали? А что такое лес, и кто там живёт? (ответы детей)

Правильно дети лес, это дом для многих растений, животных, насекомых  и птиц, которые обитают у нас на Кубани.  Так что же происходит сейчас у всех у них в осеннем лесу мы и  поговорим об этом. А точнее, как  живая природа: животные и птицы, насекомые и растения готовятся  к зимним холодам. (слайд)

– Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно)(слайд).

– Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)

Муравьи (слайд).

– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

– Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

– Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

– А лягушки? (Лягушки зарываются в тину  на дне водоёмов.)

– Куда деваться птицам, если нет насекомых? (Чтобы не умереть с голода, основная часть птиц, улетает в теплые края, где тепло и много корма. А те птички, которые остались, летят поближе к жилью людей, и мы должны помочь  пережить им тяжелое время.) (слайд).

- А кто из вас знает, как мы можем помочь птицам? (ответы детей) Дети рассказывают, а воспитатель дополняет.

- А кто из вас знает, как  дикие животные готовятся зиме? И почему мы называем их дикими? (слайд).

– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, он засыпает на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков, ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.) (слайд).

– Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук) А еще в спячку впадает барсук, осенью он тоже наедает много жира, и укладывается в теплую нору(слайд).

– Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

– А где зимует медведь? Как называется его жилище? (В берлоге)

– Давайте посмотрим на  Слайды  медведи в осеннем лесу.

  • Какое время года в лесу?
  • Что делают медведи?

– Медведь готовится к зиме с лета, он много ест и  запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки и деревца, что по краям ямы росли, подгрызает – они накланяются и получается крыша, как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

– Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другой слайд)

– Чем занимаются белочки в осенние дни?  

– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть жилье. Как называется жилище белки? (ответы детей) Правильно, а в дупле есть кладовочки.  В таких кладовых много запасов, на всю  зиму хватит. А кроме кладовой в дупле ещё есть место для сна. Очень трудолюбивые и запасливые  белочки. (слайд)

 

Физкультминутка.

Пальчиковая  гимнастика « Осень» (Автор Н. Нищева)

Ветер по лесу летал,          (плавные  волнообразные  движения  скрещенными

Ветер листики считал:                                                 ладонями)

Вот дубовый                      (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот кленовый,                      на каждое прилагательное)

Вот  рябиновый, резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку.      (Спокойно опускают руки)

 Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.) У них происходит линька, это смена летней шёрстки на зимнюю. (слайд).

– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких  теплых шубах, с подшерстком внутри можно пережить морозы. Лисичка меняет свой серовато - рыжий наряд на рыжую тёплую шубку. Очень любит переодеваться заяц. Какого цвета шубку? (Из серой в белую) Почему? (слайд).

– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. Так что же мы ответим зайцам? Пришло время менять им шубку или нет? А чем питаются зайцы зимой? А еще есть такое выражение -  зайца ноги спасают. Что это значит? (ответы детей)

– Ребята, теперь повторим, то о том, как же животные готовятся к зиме:        

  1. Уходят в спячку.
  2. Делают запасы.

Могут себя прокормить. ( У них густая и тёплая шубка, и они не боятся морозов.  А какие жилища умеют устраивать себе животные к зиме? (дети называют) Правильно ребята - норы роют зайцы, лисы, барсуки, логово - волк, ну а хозяин леса - медведь устраивает себе берлогу. Теперь вы знаете, как лесные жители нашего края готовятся к приходу зимы? (слайд).

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в группе  окажись».

– Я думаю, что уже можем передать вороне  Каркуше  ответ  для зайцев, мы расскажем о том, что еще рано менять шубку. Снег еще не выпал, и зайцам на осенней  траве и листве в белой шубке будет очень трудно спрятаться от хищных животных - волка и лисы.

Каркуша благодарит детей за рассказ и ответ. Ей понравилось у детей в гостях. Прощается с детьми и улетает.

- Я думаю, что мы с вами сегодня сделали доброе дело - помогли зайчатам! И поэтому заслужили  просмотр мульфильма, а называется он "Осенние заботы" 

Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, об осенних заботах животных в лесу.