Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 700 Способы развития исследовательской деятельности дошкольников 6-7 лет в условиях ДОУ

Опубликовано 05.04.2016

ДЖУЖОМА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА  

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №154 УЛЫБКА    

Барнаул

Способы развития исследовательской деятельности дошкольников 6-7 лет в условиях ДОУ

 

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представление о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так имеется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Можно выделить три уровня реализации «исследовательского обучения».

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенка.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным. Большинство педагогов при этом просто подбирают интересную и полезную тему исследования и предлагают ее детям. Если это школьники, то они, как правило, имеют некоторый опыт, позволяющий как-то выполнять это исследование. Исследованиями дошкольников руководить сложнее. Однако нужно отметить, дошкольники 6-7 лет, уже способны работать на любом из этих уровней. Следует понимать только, что на самостоятельность дошкольника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка.

Учебное исследование дошкольника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включается следующие основные этапы.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  3. Сбор материала.
  4. Обобщение полученных данных.
  5. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  6. Защита проекта.

Многим педагогам мысль о том, что дошкольник 6-7 лет способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной. Казалось бы, в целях упрощения методики можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно проанализировав их, нетрудно убедиться, что это существенно обеднит процесс и, следовательно, педагогический результат работы. Таким образом, методическая задача формируется так: как сделать прохождение каждого этапа доступным для дошкольника.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

  1. Видеть проблемы.
  2. Выдвигать гипотезы.
  3. Задавать вопросы.
  4. Давать определения понятиям.
  5. Классифицировать.
  6. Наблюдать.
  7. Проводить эксперименты.
  8. Высказывать суждение.
  9. Делать выводы и умозаключения.

Савенков А.И., и некоторые другие авторы считают эффективным в плане развития исследовательских способностей специальный тренинг. Тренинговую форму могут применять в своей работе по организации исследовательской деятельности детей воспитатели детского сада. При работе по развитию исследовательских навыков следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий.

  1. Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решение ее. Умение видеть проблемы – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности.
  2. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения. Гипотеза, в отличие от простого предложения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.
  3. Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для любого исследователя навык, должен знать, что вопрос обычно рассматриваться как форма выражения проблемы, и делиться условно на две части – базисная (исходная информация) и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные  знания, которые в явной или в неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполному, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указываются слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им, они обычно называются операторами вопроса.
  4. Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называются форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Без овладения этими понятиями нет, и не может быть абстрактного мышления. Надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются загадки, если смотреть на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же, вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.

Литературы, посвященной загадкам, много. Практически все загадки представляют собой попытку дать определение тому или иному понятию и являются важным средством развития этого умения у детей.

Педагогу, помогающему детям учиться определять понятия, следует понимать несколько правил определения: определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должно быть объему определяющего понятия; определение не должно содержать «порочного» круга.

Нельзя определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него – то есть, когда понятия определяются друг через друга («жизнь есть – жизнь»); определение должно быть ясным и четким. Это означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть ясными и определенными; определения понятий должны быть свободны от двусмысленности, недоступна подмена определений метафорами и сравнениями.

  1. Важным для исследователя является умение классифицировать. Классификацией называются операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация, может быть, простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной.

Савенков А.И., обращает свое внимание на то, что при классификации предметов и явлений внешнего мира и обучении этому детей, следует постоянно понимать, что иногда нельзя установить резкие разграничительные линии. Каждая классификация относительна.

Всякая классификация имеет цель, поэтому выбор освоения классификации обычно диктуется этой целью. Поскольку целей может быть  много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям.

Требование некоторых несведущих людей, чтобы предметы классифицировались только по существенным признакам, при внешней разумности, невыполнимо, да и неправомерно. То, что важно и существенно с одной точки зрения, может совсем иначе выглядеть с другой.

Кроме собственно умения классифицировать такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

  1. Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы дошкольник научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность.
  2. Эксперимент – важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделимы. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение, каких – либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующая задачу: «Что будет, если все станут выше ростом?»  «Что можно сделать из куска бумаги?» Подобные задачи могут решать дети разного возраста, и даже взрослые. Уровень требуемых ответов может быть разным. Американские специалисты, работающие с одаренными детьми, предлагают такие вопросы: «На какое животное, похоже темнеющее перед грозой небо? Почему? Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?»

Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты предметами и их свойствами. Егорова Т.А., для работы с малышами предполагает эксперимент «Где, что лежит?»

  1. Понятие в мышлении не вступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие.

  1. Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводиться новое знание.

Таким образом, специально организованный педагогический процесс в виде тренинговых занятий, либо в другой форме, включающий игровые приемы и методы подобные тем, что описаны выше – хороший способ развития исследовательских способностей и подведения к собственной исследовательской практике дошкольного любого возраста, в том числе и детей 6-7 лет.

Выявлена сущность понятия: исследовательское поведение «исследовательская деятельность». Изучены педагогические основания развития у дошкольников 6-7 лет, исследовательского поведения. Рассмотрены способы целенаправленного развития исследовательского поведения и исследовательской деятельности дошкольников 6-7 лет.

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

Под исследовательской деятельностью, мы понимаем активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия. С ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания.

Перед современными педагогами стоит важная задача, дать детям представление об исследовательском поведении как о полноправном и необходимом методе познания, о соотношении и фундаментальных методов, об их возможностях, областях наиболее эффективного применения и ограничениях.

Именно это позволит детям в дальнейшем самостоятельно ставить и решать сложные творчески е задачи.

Организованный педагогический процесс в виде тренинговых занятий, либо в другой форме, включающий игровые приемы и методы хороший способ развития исследовательских способностей и поведения к собственной исследовательской практике дошкольников 6-7 лет.