Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 722 Интегрированный досуг Познавательное и художественно-эстетическое развитие «Для Родины своей ни сил, ни жизни - не жалей!»

Опубликовано 12.04.2016

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2098  имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора"

 

Интегрированный досуг  

Познавательное и художественно-эстетическое развитие

«Для Родины своей ни сил, ни жизни - не жалей!»

 

                                                                                    Составил воспитатель СП «Радуга»

                                                                                    Майкова С.И.

 

Москва 2016

 

Тема: Знакомство с чертами характера, с обычаями, образом жизни купеческого сословия на Руси.

Программное содержание:

1.​ Продолжать расширять знания детей:

  • ·​ О чертах характера наших предков;
  • ·​ Об укладе и образе жизни купеческого сословия;
  • ·​ О характере взаимоотношений в купеческих семьях;
  • ·​ О способах приобретения состояния;
  • ·​ О купеческих принципах;
  • ·​ О средствах передвижения на Руси в разное время года;
  • ·​ О маршрутах купеческих караванных путей (из каких земель, как и что привозилось на Русь, что вывозилось);
  • ·​ О существовании различных стран (для создания контраста взяты страны: Испания, Франция, Восточные страны);
  • ·​ О видных личностях из купеческого сословия;
  • ·​ Об исторических памятниках представителям купечества в Москве.

2.​ Закреплять знание детьми пословиц и поговорок;

3.​ Знакомить детей с яркими произведениями русского фольклора: «Былина о Садко».

4.​ Воспитывать у детей интерес к изучению истории Отечества, традиционной культуры.

5.​ Продолжать формировать у детей патриотические чувства, гордость за достойных соотечественников.

6.​ Обогащать и активизировать словарь детей.

7.​ Знакомить детей со звучанием новых для них инструментов: гитары, гуслей.

8.​ Знакомить детей с шедеврами русской и мировой классической музыки.

9.​ Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого.

10.​ Углублять навыки коллективного творчества.

Оборудование: Репродукции картин, костюмы различных народов, декорации.

Ход занятия-досуга

Звучит музыка.

Ведущая: На прошлом занятии мы с вами, ребята, много говорили:

  • ·​ О нашей земле,
  • ·​ О людях, которые жили на ней раньше, сильно и преданно любили и доблестно защищали нашу Русь-матушку. Это были наши предки славяне.

Ребенок:

«Славяне совесть соблюдали,

Как небо утреннее, чистой,

Идя на бой тропой тернистой

К победе праведной, лучистой…»

Ведущая: И сегодня мы снова отправляемся в путешествие во времени – окажемся снова в древней нашей Руси. Давайте вспомним, какой транспорт существовал в те времена (летом, зимой).

Ответы детей

Ведущая: Вот мы и поплывем в путешествие на старинной ладье.

Звучит музыка (гусли).

Ведущая: Вот мы с вами, ребята, и на древней Руси.

Звучит пение птиц.

Ребенок:

Березовое кружево, ромашковая Русь,

Смотрю в глаза озерные,

Гляжу – не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины,

Настрой медовых трав…

Цветут ромашки белые

Под кружевом дубрав.

Ребенок:

Лесок веселый, родные нивы,

Реки извивы, цветущий склон,

Холмы и села, простор привольный

И колокольный певчий звон.

Ребенок:

Здравствуй, Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы, войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло под Русью,

Подсчитать я не берусь,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: Здравствуй, Русь.

Ведущая: А вы, ребята, узнали, что это за инструмент, звуки которого помогли нам перенестись через время. Как он называется?

Ответы детей

Ведущая: Мы с вами уже знаем, что когда на Руси наступали тяжелые времена, все люди по мере сил пытались помочь своей Родине. Мы с вами сделали богатырям превосходных коней. Но долго идут сражения: поломались копья, выпущены все стрелы, нечем стало сражаться смелым воинам. Что же теперь делать? Как помочь?

Звучит тревожный колокольный набат.

Входит купец

Купец: Жена моя верная, дочери мои любимые, помочь нужно родимой земле: кто чем может. Порешил народ на соборной площади собрать ценности для войска русского. Отдал я все свое богатство, годами накопленное.

Жена, дочери: И мы родимый наш не поскупимся, все наши драгоценности и подарки богатые, все с себя снимем.

Ведущая: Думаете, ребята, это сказка началась? Нет, так и было на самом деле.

Показ фотографии «Памятник купцу Минину и князю Пожарскому».

Ведущая: Вот на Красной площади в самом центре Москвы, а значит и всей России поставлен памятник. Вы его видели?

Ответы детей

Ведущая: Князю понятно, почему памятник поставлен – он войско возглавлял. А что же купцу Минину памятник стоит?

Ответы детей

Ведущая: Правильно, за то, что сумел деньги большие собрать и вооружить войско, а этим помог победить захватчиков земли нашей.

Вот какие купцы были на Руси. Богатые люди, но жили не только для себя, а и Родине долг отдавали. Знали, что только тогда Русь процветать будет, когда каждый за это сердцем болеть начнет.

Викторина «Пословицы»

Звучит музыка

Ведущая: И в мирное время купцы старались для своей Отчизны: богаче ее сделать, славу ей добрую добыть.

Слышали вы, ребята, о знаменитом русском купце Садко?

Ответы детей

Звучит музыка

Ребенок:

Играл Садко сладко на гусельках яровчатых у Ильме-озера.

Показался царь морской,

Вышел со Ильмени со озера, сам говорил таковы слова:

«Ай же ты, Садко новгородский!

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великие,

За твою-то игру нежную»

Ведущая: Знаем мы продолжение былины: разбогател Садко, торговать стал.

Игра: Горшки.

Ведущая: Плавал Садко с товарами в разные страны. Однажды отправился Садко в Испанию, в столицу страны той – град Мадрид.

Звучит музыка (гитара)

Ведущая: Побывал Садко в восточных странах.

Восточный танец

Ведущая: А вот прибыл Садко во Францию. Весело встретили его там местные жители.

Тарантелла

Ведущая: Разбогател Садко, но рассерчал на него царь морской за то, что не платил купец ему дани. И отправился Садко к морскому царю на дно. Развеселил, распотешил его, тем себя и спас.

Звучит музыка (гусли)

Ведущая: Вот Садко снова на Руси – дома в Новгороде.

Ребенок:

Под большим шатром,

Голубых небес

Вижу, даль степей

зеленеется,

И на гранях их

Выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся

И лежат пути во все стороны.

Широко ты Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

Ребенок:

Россия … как из песни слово,

Березок юная листва, кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь!

Ведущая: Вернулся Садко в родной Новгород. Не плавал он больше,

Жил да торговал дома. А чтобы вспомнить путешествия – заказал народным умельцам – нам с вами картину с морем-океаном, да с кораблями расписными. И нам пора в наше время возвращаться, да заказ Садко выполнять. Садитесь в ладью и отправимся снова в детский сад.

Коллективная лепка: барельеф «На чем путешествовал Садко по морю-океану?»