Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 786 Проект "Песок, воздух и вода - наши друзья"

Опубликовано 30.04.2016

Проект

 «Песок, воздух и вода – наши друзья»

СКАЧАТЬ

 

   Воспитатель МБДОУ д/с №21 «Золотой ключик»

Якушенко Оксана Владимировна,

   2 ясельная группа

 

 

г. Зеленогорск

2015г.

 

Проект для детей раннего возраста

Вид проекта: исследовательски -игровой.

 Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь-август)

Возраст детей: 2 года.

 

Актуальность темы:

 

         Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего  возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям в  раннем возрасте  свойственна ориентация на познание окружающего мира.

         Знакомясь с окружающим миром, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования

       Восприятие мира ребенком на втором году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.

         Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.

   Знакомя детей с водой, педагоги  предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.). Исследуя воздух, дети играют с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями. Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать фигурки).

       Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

         Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Цель проекта:

 

Цель проекта: знакомство со свойствами воды песка и воздуха, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Образовательные области, реализуемые в проекте:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Задачи проекта:

  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру;
  • Создавать атмосферу радости и удовольствия;
  • Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать фантазию, творческие способности;
  • Учитель детей действовать с природными материалами:
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения
  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Закрепление умения определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

     Помогая детям овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципамиорганизации  игры в детском саду:

  • Первый принцип:воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  • Второйпринцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
  • Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
  • Задача педагога:сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником

 

Реализация проекта

 

  1. Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
  2. Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
  3. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек.
  4. В приложении приведены игры, которые мы используем во время исследовательской деятельности с детьми раннего возраста (см. приложения №1,2,3).
  5. Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста является важной методической составляющей воспитания и развития малыша. Так как исследование предметов и объектов окружающего мира у ребенка до 3 лет происходит спонтанно, то важно эту возможность педагогам использовать.
  6. Особенностью развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является то, что предметная деятельность становится ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В этот возрастной период основу психического развития составляет восприятие, которое на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
  7. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать свойства неживой природы (песка, воды, поэтапно двигаться к цели. При этом такое исследование представляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством проектно-исследовательской деятельности дети осваивают окружающую среду. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, воды и воздуха.

 

Материалы для организации экспериментирования (раннего возраста)


1. Песок.
2. Кубики
3. Шарики.
4.Вода.
5. Камешки разных размеров.
6. Пластиковые формочки.
7.Пищевые красители
8. Резиновые игрушки.
10. Деревянные палочки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Савочки.
13. Грабельки.
14. Куклы.
15. Мыльные пузыри.
16. Воздушные шарики.

 

Приложение 1           

Игры с водой:

    Цель: знакомить детей со свойствами воды.                                                      

         Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:

  • Тонет не тонет

 

 

  • Растворяется (краска, гуашь)
  • Вылавливание предметов сочком
  • Путешествие кораблика
  • Купание игрушек
  • Рыбалка

 

 

Игра-эксперимент «Переливалочки»

Цель: научить малыша переливать воду из одной емкости в другую.

Материалы: набор игрушечной посуды, маленькая губка.

Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.

С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.

Игра-эксперимент «Ловим шарики»

Цель: научить малыша ловить плавающие в воду шарики.

Материалы: миска с водой, 10 теннисных шариков, ситечко.

Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.

 

Игра-эксперимент «Что как плавает»

Цель: научить малыша исследовать плавучесть разных предметов.

Материалы: миска с водой, набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.)

Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия

 

 

 


«Помоем ручки», «Умоем куклу, «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. (Форма организации – предметно- манипулятивная деятельность, режимные моменты).

 

«Водичка-водичка»


Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

 

«Напоим куклу чаем»


Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»


Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

«Помощники»


Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

«Найди пингвинёнка»


Цель:
Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).

«Прятки»


Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной. (форма организации опыт).

 

«Разноцветная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

«Будем пить»


Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса. (форма организации - режимные моменты).

«Что получится»


Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

«Вкусная водичка»


Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации-опыт).

 

 

«Теплая, холодная»


Цель:
Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной. (форма организации -часть занятия).

 

                                                     Приложение 2

 

Игры с песком.                                                

  Цель: знакомить детей со свойствами песка.                                                       Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.                                              

Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.

    Игры с  песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.

 Организуя  игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры.  Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.                                                 

 

Игры с песком

  • Сухой – закапывание предметов в песок
  • Строительство пирамидок
  • Рисуем палочками на песке
  • Пересыпание песка из ладошки в ладошку
  • Пересыпание с мельницы
  • Сырой песок – печем печенье
  • Закапывание, раскапывание игрушки в песке
  • Строительство дорожки, горки
  •  Оставь свой след на песке
  • Укладывание дорожек из камушков на песке
 

«Печём печенье»

Цель:Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации игра).

    В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный.  Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

 

 

 

«Посыпали»


Цель:
Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

 

«Следы»


Цель:
Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

«Песчинки»


Цель:
Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке)

 

  Игры с сухим песком на участке:

«Сеем, сеем, просеиваем

Цель: учить действовать ситечком – просеивать песок;

В данной игре воспитатель учит детей просеивать песок через сито: нужно крепко держать сито за ручку,  аккуратно делать движения рукой в разные стороны, таким образом, песок просеивается.

 

« Рисуем палочкой на песке»

 

Цель: побуждать детей  к творчеству

    Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой

 

                                                                                Приложение 3

 Игры о воздухе:

«Поймаем воздух»


Цель
: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

 

«Наберём воздух в стакан»


Цель:Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»


Цель:
Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»


Цель:
Дать детям представление о том, что воздух легче воды. (форма организации –игра).

 

«Утопим игрушку»


Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

«Мой весёлый звонкий мяч»


Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

«Лодочка плыви»


Цель:
Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).

«Сделаем ветерок»


Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Камни:

«Помоем камешки»


Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).

 

«Лёгкий – тяжёлый»


Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые. (форма организации – часть занятия)

«Какой формы камень?»


Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).

«

«Твёрдый-мягкий»


Цель:
Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).

 

Литература:

1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Радина Е. И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 1972.

3. Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. - СПб.: Детство - Пресс, 2010.

4. http://detsadl23.wordpress.com/

5. http ://steshka.ru/igry-s-peskom-i-vodoj