Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице.
О несовпадении внешности и намерений».
Подготовительная к школе группа.
Голованева Елена Анатольевна
МБДОУ г. Костромы "Центр развития ребенка - Детский сад № 13"
Цель: формирование осознания каждым ребенком степени собственного риска при контакте с людьми и наиболее вероятные способы защиты (крик, уход).
Программные задачи: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации, связанные с контактами с незнакомыми людьми, научить их соответствующим правилам поведения; помочь детям понять, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения; воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за принимаемое решение.
Материал: мяч, иллюстрация с изображением прохожих, шапочки лисы и петуха, карточки для работы в подгруппах, фломастеры.
Ход. Дети, недавно с одной девочкой, моей соседкой, произошла поучительная история. Она возвращалась из школы домой. Погода была хорошая и Юля, так зовут мою знакомую, не спеша шла по улице, любуясь ковром осенних листьев. И тут к ней подошла незнакомая молодая девушка. Она приветливо улыбнулась и сказала: «Юля, твоя мама ждет тебя в магазине, чтобы примерить новое платье. Пойдем я провожу тебя.» Как вы думаете, что было дальше?
Игра «А что потом?»
Мы живем в огромном многоликом мире людей, де взрослые заботятся о детях, оберегают их, хотят, чтобы они росли здоровыми, сильными, честными, добрыми. Но, к сожалению, есть люди, которые творят зло. Чаще всего это незнакомые люди. А кого вы назвали бы незнакомцем?
Запомните, незнакомец – это человек, которого вы лично не знаете! Он может назвать вас по имени, сказать, что знаком с кем-то из ваших родных (мамой, папой, бабушкой…), но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать его на улице от ваших друзей.
Игра с мячом «Знакомый-незнакомый».
Сейчас я предлагаю рассмотреть вам иллюстрацию и сказать, кто из изображенных здесь людей, по вашему мнению, может представлять опасность, а кто нет? Почему вы так думаете?
А теперь подумайте, всегда ли приятная внешность означает добрые намерения? Вспомните, о ком эти строки?
Правду молвить , молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;…
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости.» Г.Х.Андерсен «Снежная Королева».
Какими на самом деле были эти персонажи? Какие поступки совершили они в сказках?
Но не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый человек злой и опасный. Вспомните сами в каких сказках есть такие герои? («Аленький цветочек», «Золушка», «Гадкий утенок»). Ребята, внешность может быть обманчивой. И в давние времена люди заметили это и придумали об этом пословицы. Какие пословицы об обманчивой внешности вы знаете?
А сейчас ответьте, что вы будете делать в таких ситуациях:
- Незнакомый взрослый уговаривает вас пойти с ним куда-нибудь, обещает показать что-то интересное, представляется маминым знакомым.
- Молодой человек приветливо приглашает вас прокатиться на его новой машине: «Садись, я тебя прокачу вокруг нашего дома. Хочешь руль покрутить? Мы немного покатаемся, родители даже не узнают».
- Добрая бабушка просит проводить ее до аптеки и обещает угостить, чем-то очень вкусным.
Подвести итог: Дети, вы должны запомнить, что взрослые, которые действительно нуждаются в помощи, могут обращаться за ней только к взрослым людям, а не к детям. Поэтому на подозрительные просьбы вы должны твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь. Попросите взрослых вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомца, а может быть и отбежать.
Попробуйте сказать это так, чтобы незнакомец перестал к вам приставать. (Тренинг)
Но если взрослый незнакомый человек продолжает вас о чем-то просить, и даже взял вас за руку, и куда-то повел, что вы будете делать тогда?
Вспомните русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». Как лиса уговаривала петуха? Какой у нее был голос? (Ласковый, нежный, хитрый). А как петушок просил о помощи? (Отчаянно, громко кричал, привлекал внимание).
Разыгрывание сценки парами.
А как еще можно позвать на помощь?
Как еще можно защититься? (Укусить за руку, ударить, кинуть песком и убежать).
А теперь, давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, куда надо бежать от преследователей. (Подъезд, глухой двор, полицейский, магазин, поликлинника,…)
Работа в подгруппах.
К счастью, моя маленькая знакомая Юля знала эти правила поведения на улице и никуда не пошла с незнакомой девушкой. А дома она рассказала о происшествии родителям.