Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 988 Консультация для родителей «Слушание музыки»

Опубликовано 09.08.2016

 

Консультация для родителей «Слушание музыки»

 

Солдатова Татьяна Анатольевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ № 116, Кемеровская область, г. Кемерово

 

Консультация для родителей

«Слушание музыки с детьми дошкольного возраста»

Использование дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки.

     Слушание музыки один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников.  В процессе восприятия у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус и музыкально-эстетическое сознание.

   Но для развивающего эффекта необходимо не «голое» слушание, а наличие наглядного материала, различных пособий и игр.

   При слушании музыкального произведения можно выставить портрет композитора на мольберт. Это даст возможность детям не только слышать музыку, но и видеть ее создателя.

   В процессе восприятия музыкальных произведений хороший эффект  приносят музыкальные игры. Например игры на определения жанра и характера музыки, его темпо-ритмических характеристик. Это помогает анализировать музыкальное произведение, а значит развивать логическое мышление.  

    Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных задач в игре.

    Музыкальные игры старших дошкольников имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

  1. 1.      Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;
  2. 2.      Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
  3. 3.      Изменение характера игрового общения детей и педагога (проявление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребенка, как взрослый-ведомый, взрослый-наблюдатель, взрослый-консультант.)

Участие старшего дошкольника в музыкальных играх требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступает музыкально-дидактическая игра. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знания о музыке; как одну из форм обучения; как самостоятельную деятельность; как средство музыкального развития и общения ребенка.

     Многие музыкально-дидактические игры разучиваются впервые на музыкальных занятиях. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием может объяснить игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают понять детям правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

   Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.  Воспитатель должен знать различные распевки, уметь правильно передавать мелодию голосом или ее ритмический рисунок хлопками, что б потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру в группе. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы музыкальные уголки, которые создаются с учетом возрастных особенностей детей. Уголки можно оформить вместе с детьми, привлечь к этому делу родителей.

 В настоящее время в магазинах имеются различные музыкально-дидактические игры, но при желании их можно сделать и самим.  Организовываться в группе такие игры должны под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально – дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становясь ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель должен следить, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

     Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). При объединении детей надо учитывать особенности каждого. Например с малоактивными и застенчивыми детьми стоит заниматься индивидуально, и наоборот.

   Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

  1. 1.      Увлеченность музыкально-игровой деятельность;
  2. 2.      Степень осознания творческого замысла;
  3. 3.      Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;
  4. 4.      Оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения;
  5. 5.      Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;
  6. 6.      Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;
  7. 7.      Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

         Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей надо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель должен пристально и внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь.

    В процессе слушания музыки можно использовать следующие игры и пособия:

  1. 1.      П/и «Оркестр» на развитие тембрового слуха
  2. 2.      Д/и «Три цветка» на определение характера музыки.
  3. 3.      Д/и «Цветик-семицветик» на развивитие музыкальной память и музыкального слуха..
  4. 4.      Д/и «Удивительный светофор» на определения жанра музыки и характерных черт марша, танца, песни.
  5. 5.      Д/и «Поможем Дюймовочке» на развитие музыкальной памяти, закрепление пройденного материала.
  6. 6.      Д/и «Три Кита» на развитие представлений о жанрах музыки,  определения характера музыки.
  7. 7.      Д/и «Сказочный мир балета» на закрепления знаний детей о героях и содержании балета.
  8. 8.      Д/и «Солнышко и тучка» на определения характер музыки.
  9. 9.      Пособие «Симфонический оркестр» на закрепления знаний о музыкальных инструментах
  10. 10.  Пособие «Музыкальные инструменты» на закрепления знаний о муз. инструментах
  11. 11.  Иллюстрации к прослушиваемым произведениям

 

 

 

 

 

 

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

 

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструмен­тальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произ­ведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы опять-таки обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка мед­ленная и печальная» и т. д. Кроме того, применение музыкаль­но-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слу­шать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоя­тельной музыкальной деятельности ребенка. Хороших результатов в этой области можно добиться лишь при условии определенного уровня музыкального развития, которое дети получают прежде всего на музыкальных занятиях. Как будет оно построено, какие поставлены и достигнуты цели, станет результатом активного участия детей в организации различных музыкально-дидактических игр, а следовательно, окажет помощь в развитии детской музыкальной деятельности.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например, в «чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть обыкновенные мягкие игрушки или куклы бибабо. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно вклю­чаются в разговор с куклой.

Еще более интересную музыкально-дидактическую игру мож­но провести во всех возрастных группах. Называется она «В лесу». В кармашки планшета можно вставлять различные картинки, соответствующие содержанию любой песни, пьесы. Дети подго­товительной группы могут встретиться в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Таким образом можно включить в эту игру не программные произведения. Причем ре­бята должны не только узнать песни о любимых героях мультфильмов, но и уметь передать мелодию каждой из них.

Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Например, в пьесе «Детская полька» М. Глинки дети различают три ее части (первая и третья одинаковые).

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста му­зыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать ил­люстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь. Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослуши­вания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайков­ского.

Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть исполь­зована для закрепления знаний о различных музыкальных произ­ведениях. Дети часто организовывают эту игру в свободное от занятий время.

В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и других. В нашем саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством кото­рых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показы­вают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его про­изведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.

В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и ин­струментальную музыку (звучание различных инструментов: фор­тепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число игра­ющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. кар­точек, рисунки которых изображают вокальную и инструмен­тальную музыку. Игру эту можно провести, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, вырази­тельны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки», игровые песни для младших; дошкольников «Петушок», «Ладушки». Русские народные мелодии легко за­поминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнооб­разить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Слушание произведений в грамзаписи — один из приемов вос­приятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связы­вается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.

 

 

 

 

Дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки.

 

«Сложи песенку»

Игра на различение формы музыкального произведения

Игровой материал:

Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель:

Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде

условного изображения.

Методика проведения:

Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько

куплетов, сколько раз повторяется припев.

После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью

разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения  песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант

- выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?

 

«Разноцветные кубики»

Игра на различение формы музыкального произведения.

Игровой материал: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом, на верхней грани

–прямоугольник, на нижней – кружок.

Цель:

Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.

Методика проведения:

1 этап освоения.

Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним

цветом кубика.

2 этап освоения

Дети учатся различать не только разные части, но и вступление и заключение. Сначала они также определяют части произведения, а при повторном прослушивании определяют есть в пьесе вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части пьесы кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник, если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

 

«Узнай сказку»

Игра на определение характера музыки

Цель.

Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал.

Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А так

же один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть,

характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения.

Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке. Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело

-это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

 

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

 

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар

.

«Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

 

«Музыкальные цветы»

Игра на определение характера музыки

Игровой материал.

Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок

берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если

произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя

композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх

цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи

цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

 

«Веселый поезд»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: игрушка –поезд.

Цель:

закреплять умение различать изменения темпа музыки

Методика проведения:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают

поезд, передавая точно изменения темпа.

«Выбери инструмент»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал:

карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.

Цель:

развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Методика проведения:

Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.

Музыкальный репертуар:

«Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов.

 

«Кого встретил колобок?»

Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.

Игровой материал:

Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, размером 30 x40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная лента с изображениями зайца, волка, медведя, лисы.

Цель:

развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1.

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» - в высоком регистре,  «Лиса – в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь»-

в очень низком. После прослушивания какой- либо пьесы, дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажам  на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация)

Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной

персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова сб. Л. И. Комисаровой.

 

«Кто поет?»

Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель:

развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведения:

Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и

получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

 

«Узнай по голосу»

Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры

Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит?".

Дети на слух определяют тембр голоса поющего:

"Эту песенку свою я тебе,  дружок, спою.

Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит.

Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит.

Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар

«Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

 

«Громко - тихо»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия.

Карточка, разделенная на три квадрата.

Три маленьких карточки - квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Методика проведения

Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) третьей.  Пьеса исполняется дважды.  Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально -дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровне сформированности  динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что -

то новое с элементами творчества детей.

 

 

«Кот и мыши»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель:

совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально - игровой образ.

Ход игры:

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом,

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар.

«Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

 

 

«Музыкальная палитра»

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Игровой материал:

листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски,  кисточки.

Методика проведения:

Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре

кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.

Примечание: С детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания,  анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.

Репертуар:

Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом»,  произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа  – П.И Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания.

Изображение палитры

 

 

«Волшебный веер»

Игра – моделирование на знание жанров музыки.

Игровой материал:

Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель:

развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам  музыкального искусства.

Методика проведения:

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

- Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры?

Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.

Проводится игра

–моделирование «Волшебный веер»

Прямая дорожка –«Марш» «Юбочка» - «Полька»

Веер – «Вальс» Гармошка – «Песня»

 

Игровое упражнение «Знаешь ли ты музыку П. И. Чайковского?»

Программное содержание:

развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия:

наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по количеству играющих детей. Флажки.

Музыкально-дидактический материал:

фортепиано или аудиозапись.

Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.

Ход игрового упражнения:

Дети сидят за столами.

Педагог:

«Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского

композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изобра-

жающими содержание музыкальных произведений. Рассмотрите их внимательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание педагога). Теперь я буду играть знакомые вам произведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведение, отберите и поднимите вверх карточку с

изображением его содержания. Тот, кто отгадает правильно, получит фишку. В конце

слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского.

Примечание:

До проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музыкой П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, занятий, самостоятельной деятельности. Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов

.

Задания на развитие творческих способностей при восприятии музыки.

 

Игра «Настроение».

Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой.

Из нескольких предложенных отрывков дети выбирают тот, который

соответствует тому, или иному

понятию, или своему собственному настроению в данный момент.

 

«Рисуем музыку»

Музыка по своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства

человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.

1.

Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение - так же как начиналось или по другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

2.

Другой вариант рисования музыки - изображение музыки линиями.

Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку, изогнутые - под бодрую, решительную, прерывные - под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению, больше подходит к настроению.