Рябова Светлана Менировна
Филиал МОУ «Теренгульская СОШ» МОУ «Тумкинская ООШ» дошкольная группа «Колосок», воспитатель.
Ульяновская обл. Тереньгульский р-н. с. Тумкино.
Игра- занятие в средне - старшей группе.
Тема: «Зимовье лесных зверей»
Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
Формировать умение выделять и охарактеризовывать особенности внешнего облика животных, образ их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.
Материал:
- костюмы: Старичока – лесовичока, белки, лисы, зайца, ежа, медведя.
- чудесный мешочек с кормом для зверей.
- игрушки – звери (белка, лиса, заяц, еж, медведь).
- разрезные картинки животных.
- карточки с пословицами, деревья для леса.
Зал похож на лесную зимнюю поляну. Под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, спит ежик, под березкой сиди белка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Чтение стихов А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Береза», Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» о зимней природе, о лесе воспитателем.
2.На полянке детей встречает Старичок - лесовичок, который загадывает загадки про животных:
- Кто с высоких сосен в ребят шишку бросил? (Белка)
- Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать. (Медведь)
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
- Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
- Зимой белый – летом серый. (Заяц)
- Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)
- Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно любит он реветь, кто, скажите, он? (Медведь)
Лесовичок: - Молодцы, умеете отгадывать загадки. А зарядку делать умеете?
3. Физминутка «Зарядка».
4. Прогулка в зимнем лесу. Где под деревьями спрятались лесные звери?
БЕЛКА
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь
Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять
Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белки зимовать…
Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы…
К людям я тогда скачу, помощи у них ишу.
ЕЖ
Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас:
Грибы и ягоды припас.
Трудился - не ленился!
Меня вот разбудили
И к вам, ребята, пригласили
Чтоб о себе все рассказал
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Нам с медведем дона работа-
Крепко спать и весну ждать!
ЗАЯЦ
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кустом присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего – всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет
Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте
Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.
ЛИСА
Я зимы не боюсь, в шубку белую ряжусь.
Хвост, красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую, или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Старичок – лесовичок рассказывает о ВОЛКЕ.
А еще есть зверь лесной,
Он, ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы б его испугались.
Угадайте? Это – Волк!
Я сам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой очень злой
В одиночку не ходит, волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает и он голодает.
Закрепление полученных знаний.
5. Физминутка. Игра: «Кто у кого?»
В кругу с мячом.
У волк – волчонок.
У зайца - …….
У ежа - ………
У белки - …….и т.д.
6. Игра: «Чудесный мешочек» или « Накорми зверей и птиц».
В мешочке находятся: мед, орехи, морковь, сыр, яблоко и т.д. Дети
достают пищу для зверей, указывают, для кого она, подходят к игрушкам и угощают их.
7. Игра: «Сложи открытку»
Дети на фланелеграфе складывают разрезание картинки диких животных.
8 .Знакомство детей с пословицами о природе.
- Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте!
- Кто природу губит, тот свой край не любит!
- Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!
9.Музыкальная пауза. Песня: « Вот какие чудеса!» (Потешки и забавы)
10.Рефлексия.
- О зимовье каких зверей мы сегодня узнали?
- Как живется в лесу?
- Как мы должны относиться к окружающей нас природе, диким животным?
Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с его обитателями.