Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 882 "Влияние народной игрушки на выразительность детской лепки"

Опубликовано 02.06.2016

“Влияние народной игрушки на выразительность детской лепки”

 

                                     Воспитатель Гурьева Т.В.

                                                           МДОУ «Детский сад №80»

 

 

         Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Дети с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры, так и по представлению. Существуют различные виды народной игрушки, которые могут быть использованы на занятиях по лепке. Мы отобрали для работы глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую. Каждый вид игрушек имеет свое традиционное  содержание. Всем народным игрушкам свойственны условность изображения, которая создается путем обобщения и пластики. Характер  формы зависит также от пропорций, которые в разных видах народных игрушек имеют свои особенности, например, в дымковской фигура человека изображается с маленькой головой и довольно объемным массивным туловищем, в филимоновской  - с вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпкой. Дымковские игрушки статичны – они как бы замерли в каком-то движении.

       Декоративное оформление игрушки, ее роспись обращает на себя внимание ребенка. Дымковские игрушки расписаны орнаментом из кругов, колец, точек и полос. Для того, чтобы дети научились лучше распознавать дымковскую игрушку по ее форме и характеру росписи, мы использовали в обучении дидактическую игру “Магазин игрушек”. Мы предложили выбрать для покупки в “магазине”, где собраны разнообразные игрушки, именно дымковскую. Ребенок описывал ее с точки зрения содержания, формы и росписи. В подготовительной группе игра должна усложнятся. Воспитатель задает ребятам вопросы, каким способом лепится та  или иная игрушка, как она расписывается. Для этого можно использовать игрушки с любым содержанием, но гораздо интереснее отобрать композиции, например, по сказке “Маша и медведь”, “Емеля на печи”, “Курица с цыплятами” и др. Нужно воспитывать бережное отношение к изделиям народных мастеров, поэтому фигурки по возможности не дают трогать руками, а приучают детей пользоваться во время рассказа указкой. Детям объяснили, что роспись сделана на белом фоне и если игрушку трогать руками, она скоро испачкается, узор на ней испортится. Знакомство с дымковской игрушкой осуществляется в детском саду в течение всего года. Дети постепенно привыкают к ней и перестают путать ее с другими народными игрушками. Изделия дымковских мастеров мы используем на занятиях по лепке в старшей и подготовительной группах. Игрушки помогают знакомить с пропорциями, формой, которая хоть и условная, но вполне доступная детям. Наш опыт работы показывает, что после лепки по дымковской игрушке ребята начинают свободнее подходить к изображению предметов. Во время лепки “Няни с младенцем” дети старшей группы лепят маленькую куклу, которую завертывают в пласт глины - “одеяло”. Но уже в подготовительной группе при обучении и под воздействием условной формы народной игрушки многие дети берут пласт глины, лепят конвертик для младенца и лишь прикрепляют к нему головку младенца. То же самое мы наблюдаем во время лепки на тему “Маша и медведь”. В стороне мы лепим короб и сажаем в него вылепленную целиком фигурку Маши, а в подготовительной группе ребята должны делать по -другому: лепить короб и к верхней его части прикрепить лишь голову девочки. Такой прием изображения является сложным. Дети могут придти к нему в разное время одни раньше, другие несколько позже. Рассматривая глиняные фигурки, дети постепенно усваивают способы лепки. Игрушки помогают научить ребят изображению сказочных персонажей. Анализ занятий, проводимых с детьми подготовительной группы, показывает, что после лепки народных игрушек ребята лучше справляются с образами сказочных героев. Они свободно используют знакомые пропорции дымковских фигурок, применяют те же способы лепки. Детей последовательно обучают способам лепки дымковской игрушки, например, куклы. Способ лепки в старшей группе несколько проще, чем в подготовительной группе. Дети старшей группы лепят следующим образом: сразу лепят туловище с длинной юбкой и голову куклы. Руки и другие детали изображаются  путем налепа на основную форму. Каждая рука лепится отдельно и прикрепляется к основе. В подготовительной группе дети из пластины  лентообразной формы лепят юбку в виде полова колокола, к ней прикрепляют верхнюю часть куклы (голову, шею, кофту) вылепленную из одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигурки.

          Такой способ дает возможность сделать игрушку полой, отчего она становится значительно лучше, быстрее сохнет, а во время росписи ее удобнее держать в руках. Детям нравится, что они лепят так же как народные умельцы, и стараются сделать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают.

          В старшей группе расписывать кукол помогает воспитатель (в свободное от занятий время), т.к. детям 6-го года жизни трудно расписывать самостоятельно объемную форму, а в подготовительной группе все делают сами дети на занятиях декоративным рисованием. Во время росписи куклу держат в руках или ставят на стол, но тогда под фигурку подкладывают лист бумаги, за край которого изделие поворачивают. Это дает возможность, не касаясь фигурки руками, равномерно покрыть ее узором.

         Лепка дымковских игрушек проводится с натуры после тщательного анализа формы, пропорций и деталей. Например, перед тем как вылепить куклу с коромыслом мы объяснили, что изображает фигурка, спрашивали детей, все ли видели, как носят воду на коромысле.

         Образцы игрушек ставятся перед каждым рядом столов на уровне глаз детей, время от времени их поворачивают, чтобы дети могли их видеть со всех сторон. Воспитателю необходимо знать, что приемы лепки дымковских игрушек очень однообразны. Козлы, кони, бараны, олени, медведи лепятся всегда одним способом: туловище и ноги делаются из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показывать приемы нужно лишь, когда ребята впервые лепят игрушку.

        Знакомя детей с народной игрушкой и обучая по ней лепке, нужно стараться сделать так, чтобы изображение, например, птиц было представлено по возможности шире: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный  подбор образцов даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка.

        Филимоновские же игрушки в основном расписаны яркими полосками, кольцами и точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность.

        Способы изготовления глиняных игрушек просты – фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.

        Под влиянием народных игрушек дети самостоятельно дополняют свои изделия интересными украшениями, что требует от них определенных знаний, умения отобрать то, что для работы необходимо.

        Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замыслы детей, расширяют их возможности в области сюжетной лепки. Дошкольники чаще начинают обращаться к народным сказкам, например, изображают жар-птицу, Аленушку и братца Иванушку.

        Дети постепенно овладевают умением передавать форму предметов, их пропорции. Вначале они учатся свою работу с игрушкой, которая стоит перед ними или с воображаемым образом. Сложность сравнения заключается в том, что ребенку нужно произвести анализ формы игрушки и своей работы. Заметить различие и внести исправление. Задача воспитателя – организовать этот процесс и регулировать детскую деятельность. Умение сравнивать формируется постепенно, в процессе систематической работы, на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. В ходе занятия мы обучаем способам сравнения, т.е. показываем, что нужно делать; посмотри на свою работу и только после этого вноси изменения.

         При определении правильности пропорций фигуры, дети учатся сопоставлять ее однородные части по длине и толщине, сравнивать и соотносить части разной формы, например, туловище и голову куклы.

         У ребенка, который ломает свою работу и создает ее заново нет умения глубоко анализировать предмет, проводить сравнение. Важно, чтобы дети научились последовательно анализировать форму и пропорции: от общего к  частному и опять к общему, что и ведет к умению последовательно мыслить.

         Народная игрушка очень пластична, поэтому во время анализа следует направлять внимание детей и на эту выразительность сторону. На занятиях дошкольники учатся движением руки выявлять плавность переходов одного объема игрушки в другой, выявляя отдельные части, они учатся думать над способами лепки, с помощью которых можно добиться пластичности; постепенное наращивание объема, сглаживание формы пальцами, стекой, мокрой тряпкой.

       Во время занятия, особенно по замыслу перед дошкольниками встает задача выбрать способ лепки, наиболее подходящий для данного изображения. Успех работы будет зависеть и от того, знает ли ребенок достаточное количество способов изображения.

     Способы лепки дети запоминают постепенно в процессе обучения. Дошкольников нужно не просто знакомить с различными способами, но и учить выбирать наиболее подходящий в данном случае, например, корову можно вылепить путем вытягивания туловища и ного из одного куска, а шеи и головы из другого, а затем объединить обе части. Но для того, чтобы самостоятельно придти к такому способу, у ребенка должен быть накоплен опыт в изображении животных: коня, кошки, собаки. Если ребенок пользуется первым вспомнившимся ему способом изображения без рассуждений о том, удобен он или нет, то в данном случае уровень активности его мышления невысок, здесь действует память. Обработка изделия и его украшение ведут к выразительности образа.

       Оформление поверхности вылепленного предмета требует от ребенка восприятия образа в целом, например у кошки шерсть гладкая, у собаки завитками.

        Народные игрушки дают условное изображение фигуры или предмета, например, кони расписаны кругами, кольцами. Но ребенок понимает эту условность и воспринимает народную игрушку, как предмет, которым можно играть.

        Каждый ребенок оформляет свою работу самостоятельно, опираясь на приобретенный опыт. Фигурки дети украшают налепами в виде дисков, валиков, углублений углубленный рельеф ритмично наносят стекой.

        Народное декоративно-прикладное искусство ведет к расширению кругозора детей, к ознакомлению с различными явлениями окружающего мира, с многообразием форм и способов изображения.