Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 632 Цвет-помощник

Опубликовано 11.03.2016

Цвет-помощник

Автор публикации: Еремина Нина Андреевна, воспитатель средней группы МБУ№43/2 «Гнездышко» г.о. Тольятти.

Здоровьесбережение – наше все. Каждый день воспитатель призван не только воспитывать и развивать ребенка, но и нести ответственность и всячески способствовать укреплению его здоровья.

Ежеминутно, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой, на протяжении всего дня необходимо следить за соблюдением комплекса санитарно-гигиенических норм, контролировать активную деятельность детей, режим отдыха, прогулок, сна и питания. Все это - базовые и фундаментальные вещи в здоровьесбережении детей. Однако, многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, показывает, что гармоничное психоэмоциональное развитие детей является одной из важнейших сторон, которой стоит уделять особое внимание.

Так сложилось, что утверждение о влиянии цвета на физическое и психологическое состояние человека, нашло свое быстрое подтверждение в педагогической практике. Наблюдая за реакцией детей, за изменением их настроения и поведения в зависимости от контакта с предметной средой того или иного цвета, четко прослеживается взаимосвязь. Более того, цвет является помощником в корректировке эмоционального состояния ребенка, каждого в частности, а также способствует налаживанию гармоничной атмосферы между всеми детьми в группе. Вот главная суть этой статьи.

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Сейчас каждый образованный человек знает, что такое цветотерапия. Существуют и теории, и реальные практики, огромное количество методов, принципов, техник и так далее.

Действительно, многое находит свое подтверждение каждый день. Так, дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый, что свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости. Тонко чувствуя детей, видя их эмоционально-физиологическе состояние, можно использовать в работе цвета  для его улучшения. Так, красный цвет можно использовать в большем количестве, когда ребенок вялый, после болезни – этот цвет придает энергию. Розовый цвет успокаивает нервную систему, улучшает настроение, способствует расслаблению мышц и глубокому сну. Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных детей, имеющих проблемы в общении. Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и всей нервной системой. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли. Полезен он и для зрения. В отличие от красного, желтый цвет не возбуждает, а стимулирует. Поскольку оранжевый цвет возникает при смешивании красного и желтого, он обладает свойствами обоих этих цветов, помогает повышать активность. Оранжевый призван повышать аппетит. Зеленый цвет используется при раздражительности. Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна. Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Синий цвет рекомендуется для создания ощущения безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице. Фиолетовый цвет связан с духовностью, способен воодушевлять. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами. Белый  - поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Черный цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Так как же на практике использовать полезные свойства цветов? Приемов очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться. Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут. Так как игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, использовать  методы цветотерапии стоит именно в ней.

Игра «Покрывала Феи»  с использованием цветных прозрачных тканей насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них можно рассматривать окружающее пространство. Это успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние детей. Например, увидев возбужденного ребенка, ему можно предложить посмотреть на окружающие предметы сквозь голубую ткань. 
Можно устроить «Путешествие в цветную страну» - посвятить целый день определенному цвету. Оформить группу в данном цвете, использовать его в элементах одежды, игрушках, предварительно предупредив родителей. Активно можно использовать «Коврик настроений» - ребенок выбирает себе один из цветов на ковре и становится на него. Выбрав агрессивные или подавляющие цвета, мы делаем что-то хорошее для этого ребенка: говорим добрые слова, обнимаем его, поем песни и т.д., чтобы он в итоге выбрал более спокойный или радостный цвет.

Нет сомнений в эффективности использования и применения приемов цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Микроклимат в детском коллективе улучшился в разы, психоэмоциональное состояние детей позволяет эффективно развиваться как интеллектуально, так и физически. Дети – наше все, помогать им в здоровьесбережении – наша святая обязанность. Пользуйтесь цветом, внедряйте его – он наш помощник!

 

Список литературы и ресурсов:
1.    Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники»  - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2.    Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.
3.    С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. - 240с.

4.   Н.Ф. Шагалова Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения